Найти тему

Спасательное дело на каменноугольных рудниках за рубежом до 1907 года включительно (станции,часть 5)

И в заключение цикла статей о первых спасательных станциях за рубежом расскажем о Бельгии. Самым смертоносным в Льежском угольном бассейне районом был район городка Фрамери. Начиная с основания здесь Джейсом Ротшильдом компании Compagnie du Charbonnages Belges, произошло с десяток взрывов гремучего газа со смертельными исходами. Самая большая катастрофа произошла на руднике Агриппе в городке Фрамери 17 апреля 1789 года, в результате которой, погибло более 120 шахтеров.

Катастрофа на  руднике во Фрамери 1789 года, рисунки из журнала L'illustration
Катастрофа на руднике во Фрамери 1789 года, рисунки из журнала L'illustration
-3

Именно во Фрамери (Frameris) и было решено создать первую горноспасательную экспериментальную станцию в Бельгии. Решение было принято в 1905 году, во время визита Министра промышленности и труда Бельгии г-на Франкотта (Francotta) в горный отдел Универсальной выставки в Льеже. Знакомство с Рейн-Вестфальской экспозицией спасательного оборудования так впечатлила министра, что тут же было принято решение о создании собственной спасательной станции.

Горное управление Compagnie du Charbonnages Belges во Фрамери,
Горное управление Compagnie du Charbonnages Belges во Фрамери,

Разместить её решили недалеко от штаб-квартиры горного управления шахт Монса во Фраймери. Принял её в руководство в 1906 году директор горного департамента шахт Монса г-н Стассарт (S.Stassart), а в начале следующего года начался набор команды под руководством инженера службы несчастных случаев Болле (J.Bolle).

Рудник "Grand Trait" во Фрамери
Рудник "Grand Trait" во Фрамери

22 июня 1907 года министр промышленности и труда А.Юбер (A.Hubert) официально открыл горноспасательную станцию.

Благодаря информации (в том числе и фото), размешенных в журнале «Летопись шахт Бельгии» (Annales des Mines de Belgique) за 1909 год, под авторством Стассарта, можно наглядно представить, что представляла собой спасательная станция.

Общий вид станции
Общий вид станции

Возле шахты №3 («Grand Trait»), уже существовала исследовательская станция, которая принадлежала компании. Она включала в себя два сооружения: лаборатории для экспериментов с лампами и анемометрами и галереи для испытания взрывчатых веществ.

-7

Компания бесплатно любезно предоставило в распоряжение государства участок земли в непосредственной близости от исследовательской галереи. На которой и была построена государственная спасательная станция, план которой и виды комнат показаны ниже на рисунках.

Комната хранения дыхательных аппаратов
Комната хранения дыхательных аппаратов
-9

Станция состояла из пяти комнат, как показано на плане: для хранения и выдачи дыхательных аппаратов; для снаряжения аппаратов и их мелкого ремонта; смотровой с видом на тренажерный зал и предназначенная для размещения различных приборов, связанных со спасением и гигиеной шахт; тренажерного зала; и раздевалки с душевой. При создании тренажерного зала отошли от принципа имитации шахтных условий, хотя и разнообразили виды нагрузок при работе в дыхательных аппаратах.

Внешний вид на тренажерный зал (дымный штрек)
Внешний вид на тренажерный зал (дымный штрек)

Штат спасательной станции состоял из 30 человек, станция была оснащена необходимым спасательным оборудованием. Дыхательные аппараты были представлены всеми типами, о которых мы рассказывали в соответствующих выпусках, за исключением английских аппаратов.

Тренажерный зал (дымный штрек)
Тренажерный зал (дымный штрек)

Через год после открытия первой станции, Королевским указом от 23 июня 1908 года было принято решение о создании сети спасательных станций, а станция во Фраймери стала позиционироваться как экспериментальная и исследовательская, где можно было проконсультироваться и получить помощь, как выполнять требования вышеуказанного постановления другими станциями.

Команда станции
Команда станции

Удивительно, но бельгийские принципы формирования отделений и требования к членам команды, методика их подготовки и тактика действий при аварии тех лет, можно обнаружить в основе советской горноспасательной школы.

Примерно в это же время были открыты станции за океаном, в Канаде, но они практически не оказали никакого влияния на создание спасательной службы в России. Поэтому оставим их «в покое».

Согласно представленной в этом разделе информации становится понятно, что в странах Европы до 1907 года не было отлаженной и эффективно функционирующей системы спасения шахтеров. Она только создавалась. Практически все угледобывающие страны находились в поиске оптимальных и приемлемых решений по созданию системы спасения и построению сети спасательных станций. Надо отметить, что у многих горных инженеров за границей было скептическое отношение к использованию респираторов в спасательном деле, особенно в Германии. И на это были основания! Статистика спасательных работ показывала, что число погибших спасателей от несовершенства респираторов и недостаточной подготовленности спасателей, значительно превышало число спасенных с их помощью. Это конечно не отменяло процесс совершенствования приборов и тактики их применения. Поэтому русские горные инженеры, командируемые за рубеж с целью знакомства с опытом организации спасательного дела, могли только познакомиться с идеями отдельных энтузиастов спасательного дела и их опытом по созданию станций, а также заразиться сомнениями в выборе системы организации спасательного дела.

В начале 20-го века развитие спасательного дела происходило в основном частным порядком, и участие государства в этом процессе было незначительным, касалось в основном научной стороны дела. Но к рубежу 1907/1908 годов в странах Европы начала выстраиваться нормативная база, регулирующая спасательное дело. Если в Германии разновременно создавались региональные регламенты местными Горными управлениями, то в Австрии (1905), Голландии (1906), во Франции (1907), в Бельгии (1908) были приняты нормативные акты на государственном уровне. В Великобритании такой закон был принят в 1911 году.

Самой большой пользой при посещении этих стран русскими горными инженерами было знакомство со спасательным оборудованием, производимых в этих странах. Поскольку подобного оборудования не производилось в России, то необходимо было предусматривать закупки его за рубежом. А учитывая несовершенство приборов, сделать правильный выбор было непросто. Соответственно важным было знакомство с обслуживанием этих приборов, а также с методикой проведения тренировок в дымных камерах (штреках).

В целом можно сделать вывод, что создание горноспасательной службы на Дону и в России шло параллельно с зарубежным процессом, путем проб и ошибок. В отдельных моментах, российские горняки даже шли впереди зарубежных коллег, например в плане нормативного регулирования спасательного дела на рудниках. После экскурса в зарубежные страны Европы, вернемся в Россию, на Дон.

.