И в заключение цикла статей о первых спасательных станциях за рубежом расскажем о Бельгии. Самым смертоносным в Льежском угольном бассейне районом был район городка Фрамери. Начиная с основания здесь Джейсом Ротшильдом компании Compagnie du Charbonnages Belges, произошло с десяток взрывов гремучего газа со смертельными исходами. Самая большая катастрофа произошла на руднике Агриппе в городке Фрамери 17 апреля 1789 года, в результате которой, погибло более 120 шахтеров.
Именно во Фрамери (Frameris) и было решено создать первую горноспасательную экспериментальную станцию в Бельгии. Решение было принято в 1905 году, во время визита Министра промышленности и труда Бельгии г-на Франкотта (Francotta) в горный отдел Универсальной выставки в Льеже. Знакомство с Рейн-Вестфальской экспозицией спасательного оборудования так впечатлила министра, что тут же было принято решение о создании собственной спасательной станции.
Разместить её решили недалеко от штаб-квартиры горного управления шахт Монса во Фраймери. Принял её в руководство в 1906 году директор горного департамента шахт Монса г-н Стассарт (S.Stassart), а в начале следующего года начался набор команды под руководством инженера службы несчастных случаев Болле (J.Bolle).
22 июня 1907 года министр промышленности и труда А.Юбер (A.Hubert) официально открыл горноспасательную станцию.
Благодаря информации (в том числе и фото), размешенных в журнале «Летопись шахт Бельгии» (Annales des Mines de Belgique) за 1909 год, под авторством Стассарта, можно наглядно представить, что представляла собой спасательная станция.
Возле шахты №3 («Grand Trait»), уже существовала исследовательская станция, которая принадлежала компании. Она включала в себя два сооружения: лаборатории для экспериментов с лампами и анемометрами и галереи для испытания взрывчатых веществ.
Компания бесплатно любезно предоставило в распоряжение государства участок земли в непосредственной близости от исследовательской галереи. На которой и была построена государственная спасательная станция, план которой и виды комнат показаны ниже на рисунках.
Станция состояла из пяти комнат, как показано на плане: для хранения и выдачи дыхательных аппаратов; для снаряжения аппаратов и их мелкого ремонта; смотровой с видом на тренажерный зал и предназначенная для размещения различных приборов, связанных со спасением и гигиеной шахт; тренажерного зала; и раздевалки с душевой. При создании тренажерного зала отошли от принципа имитации шахтных условий, хотя и разнообразили виды нагрузок при работе в дыхательных аппаратах.
Штат спасательной станции состоял из 30 человек, станция была оснащена необходимым спасательным оборудованием. Дыхательные аппараты были представлены всеми типами, о которых мы рассказывали в соответствующих выпусках, за исключением английских аппаратов.
Через год после открытия первой станции, Королевским указом от 23 июня 1908 года было принято решение о создании сети спасательных станций, а станция во Фраймери стала позиционироваться как экспериментальная и исследовательская, где можно было проконсультироваться и получить помощь, как выполнять требования вышеуказанного постановления другими станциями.
Удивительно, но бельгийские принципы формирования отделений и требования к членам команды, методика их подготовки и тактика действий при аварии тех лет, можно обнаружить в основе советской горноспасательной школы.
Примерно в это же время были открыты станции за океаном, в Канаде, но они практически не оказали никакого влияния на создание спасательной службы в России. Поэтому оставим их «в покое».
Согласно представленной в этом разделе информации становится понятно, что в странах Европы до 1907 года не было отлаженной и эффективно функционирующей системы спасения шахтеров. Она только создавалась. Практически все угледобывающие страны находились в поиске оптимальных и приемлемых решений по созданию системы спасения и построению сети спасательных станций. Надо отметить, что у многих горных инженеров за границей было скептическое отношение к использованию респираторов в спасательном деле, особенно в Германии. И на это были основания! Статистика спасательных работ показывала, что число погибших спасателей от несовершенства респираторов и недостаточной подготовленности спасателей, значительно превышало число спасенных с их помощью. Это конечно не отменяло процесс совершенствования приборов и тактики их применения. Поэтому русские горные инженеры, командируемые за рубеж с целью знакомства с опытом организации спасательного дела, могли только познакомиться с идеями отдельных энтузиастов спасательного дела и их опытом по созданию станций, а также заразиться сомнениями в выборе системы организации спасательного дела.
В начале 20-го века развитие спасательного дела происходило в основном частным порядком, и участие государства в этом процессе было незначительным, касалось в основном научной стороны дела. Но к рубежу 1907/1908 годов в странах Европы начала выстраиваться нормативная база, регулирующая спасательное дело. Если в Германии разновременно создавались региональные регламенты местными Горными управлениями, то в Австрии (1905), Голландии (1906), во Франции (1907), в Бельгии (1908) были приняты нормативные акты на государственном уровне. В Великобритании такой закон был принят в 1911 году.
Самой большой пользой при посещении этих стран русскими горными инженерами было знакомство со спасательным оборудованием, производимых в этих странах. Поскольку подобного оборудования не производилось в России, то необходимо было предусматривать закупки его за рубежом. А учитывая несовершенство приборов, сделать правильный выбор было непросто. Соответственно важным было знакомство с обслуживанием этих приборов, а также с методикой проведения тренировок в дымных камерах (штреках).
В целом можно сделать вывод, что создание горноспасательной службы на Дону и в России шло параллельно с зарубежным процессом, путем проб и ошибок. В отдельных моментах, российские горняки даже шли впереди зарубежных коллег, например в плане нормативного регулирования спасательного дела на рудниках. После экскурса в зарубежные страны Европы, вернемся в Россию, на Дон.
.