Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Откуда пошли евразийцы (классика геостратегии) (11.09.2023)

#геостратегия
Хартленд в работах Х.Д. Маккиндера представлен в виде врага, сильного и принципиального. Рассмотрение ведётся извне, без попыток понять, но в стремлении сдержать и ограничить. В этот же период времени в среде русской эмиграции оформилось движение Евразийство , изучающее и описывающее Россию, как естественную материковую крепость, изнутри. Одним из лидеров и основоположников данного течения мысли стал геополитик, философ и экономист Петр Николаевич Савицкий (1895-1968 годы).

В основу работ был положен территориальный принцип, в рамках которого рассматривалась Россия-Евразия (пространство Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская равнины), как естественное цивилизационное образование, цельный, самостоятельный мир, отличный от Европы и Азии, являющийся их синтезом. В рамках данного направления понятие Евразия используется не как материк, а как синоним указанного выше пространства .

Разбор и анализ России-Евразии по большей части описательный, поверхностный, эклектичный и спорный, отражающий не модели и причинно-следственные связи, а констатирующий сложившиеся расклады и особенности. Подобный подход является общей характеристикой территориально-географических теорий, продуктом своей эпохи. Однако, ученик П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилев (1912-1992 годы) смог качественно и глубоко развить эти идеи и наблюдения, сформировав пассионарную теорию этногенеза.

П.Н. Савицкий рассматривал Россию-Евразию как естественное, неразрывное жизненное русское пространство, среду формирования (вводится термин «месторазвитие» ), наследие монгольской державы Чингисхана (основа для отрицания иго). Согласно его работам, Ромейская империя / Византия была для России внешним воздействием, как и давление Европы. Евразия соединяет в себе лес и степь, содержит арийско-славянскую культуру, тюркское кочевничество (повторяющее арийцев-скифов) и православные традиции. Зачастую, доказательная база и разбор фактов заменяются схоластическими рассуждениями, политическая цель которых – отделить великороссов от Европы, показать, что Россия больше чем восточнославянское государство и больше чем Туран.

Идеализированным и исторически спорным является генерализация, обобщение, в части принципа «братства народов», которое опосредуется влиянием территории. Последнее рассматривается в качестве тезиса о неблагоприятном для данной территории сепаратизме. В качестве доказательства и аргумента указываются регулярные «объединительные» попытки кочевников (скифы, гунны, монголы). Интересной выглядит цель и миссия существования России – соединять все другие цивилизации в единое, органичное целое не войнами и насилием, а через взаимодействие с этими культурами. Своего рода перекрёсток культур.


При геополитическом идеализме, Н.П. Савицкий оставался рациональным экономистом, обосновывая расчетами естественную слабость сухопутных стран по сравнению с морскими, сравнивая многократную разность их транспортных расходов . На этом примере он обосновывал естественный характер противостояния моря и суши, показывал общий рынок, как элемент сплочения морских держав, т.е. приоритет торгового характера отношений для них. Следствием последнего стал вывод о вторичности и опасности интеграции континентальных стран в общий рынок, их обреченности на статус периферии, «догоняющее развитие».

Альтернативой общепланетарному рынку предлагалось создание отдельных, взаимосвязанных континентальных областей, обладающих большим соприкосновением / связанностью и обладающих наибольшим разнообразием экономических и культурных форм природы. Создание замкнутых и самодостаточных континентальных территорий, способных соперничать с океаническим побережьем. Н.П. Савицкий считал, что бороться с континентальностью бессмысленно, но побережье следует включать с зону влияния России-Евразии. В качестве основных союзников предлагались Китай, Иран, Монголия.

Отдельно нужно сказать про «идеократию», что объединяет и противопоставляется демократическим и либеральным формам правления. В основе идеократий лежит изначальный духовный, нематериальный импульс, т.е. источником власти могут быть Высшие силы / религия, идеология или соборность, т.е. аналог современного не-Запада.

Проблемой и ограничением работ П.Н. Савицкого является их изолированность, недостаточное проведение параллелей с другими регионами и цивилизациями, дескать Россия-Евразия слишком большая и уникальная. В результате большая часть утверждений и тезисов оказывается подвешенными, не понятно, является ли сказанное следствием универсальных законов геополитики / общественной сферы или уникальностью России. Для большей части читателей данные работы создадут представление об уникальной России, наследнице ханов и объединительнице Азии, содержащей в себе всё самое лучшее, без которой весь мир распадётся на несвязанные осколки.

Работы П.Н. Савицкого уникальны для XX века, они являются непротиворечивой, проработанной, развернутой, комплексной геостратегической системой, много более хорошо проработанной и адекватной реальности, чем практически все остальные модели в рамках территориального подхода к геостратегии. В момент создания и основной деятельности движения Евразийства, Советская Россия ещё не стала победителем в ВОВ и одним из полюсов мира. Принимая во внимание отрицательное отношение большинства активных участников движения к СССР, противоречие марксизму и крайне негативный бэкграунд термина «геополитика» из-за её активного использования нацистами в Третьем Рейхе, не удивительно, что большая часть выводов и работ оказалась не востребована в своё время.

И, да, в настоящий момент большая часть идей и работ являются полностью устаревшими и утратившими прогнозную силу, ровно как и сходные западные территориальные подходы в геостратегии…

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3020

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей