Второй и последний фильм о Темном рыцаре Готэма, снятый режиссером Тимом Бёртоном, наверное, навсегда останется если не лучшим, то самым узнаваемым из всех картин о Бэтмене, где он сам остался далеко не главным персонажем. Расскажем, как злодей и антигероиня затмили защитника Готэма и кого из персонажей вселенной так и не удалось превзойти.
В 1989 году режиссер Тим Бёртон снял свой первый фильм о легендарном миллионере Брюсе Уэйне, что творил добрые дела под маской летучей мыши. Противостоял герою зловещий Джокер, которого исполнил прекрасный и безумный Джек Николсон. Самого Бэтмена сыграл Майкл Китон, а его возлюбленную, журналистку Вики Вейл – Ким Бейсингер. Фильм был довольно успешным. В это время жанр франшиз только начинался, никто толком не планировал продолжений, но вторую часть о Бэтмене решили снять, несмотря на то, что после премьеры первой части существовали опасения, что публика плохо примет экспериментальную картину.
Хотя первый «Бэтмен» собрал 411 млн долларов, на определенное время став самым успешным блокбастером по мотивам вселенной DC Comics, Тим Бёртон вовсе не мечтал снимать сиквел, предпочтя заняться «Эдвардом Руки-ножницы» со своей главной мужской музой-актером Джонни Дэппом.
Первоначально ждать, пока капризный режиссер снизойдет до Бэтмена студия не собиралась. Проект запустили без режиссера, пригласив сценариста Сэма Хэмма, автора первой части. Для пущего размаха в сюжет ввели двух антагонистов Бэтмена: сексуальную воровку Женщину-кошку и гангстера Пингвина. Эти персонажи были очень популярны в комиксах, так что были надежды, что публика примет их хорошо.
Пока шла подготовка, Бёртон успел завершить съемки своего фильма, и согласился вернуться к съемкам Бэтмена, получив творческую свободу. Бёртон отказался от мысли снимать просто продолжение, предпочтя создать новое кино о Бэтмене. Сценарий Хэмма, где Пингвин и Женщина-кошка искали некое сокровище Бёртону не понравился, и он обратился к сценаристу Дэниэла Уотерса, в котором увидел родственную душу. А Уотерс, который не любил простые линейный истории комиксов, сочинил многогранную историю с психологической и социальной подоплекой, введя в сюжет еще одного злодея, миллионера Макса Шрека, исполненного зловещим Кристофером Уокеном, с его диким взглядом белесых глаз. Макс Шрек не носил маски, но был главным отрицательным персонажем картины. Уокену хотелось показать, что злодейские костюмы носят не все злодеи, некоторые рядятся во фраки и пиджаки. Имя, кстати, позаимствовали у актера, сыгравшего главную роль в немом хорроре 1922 года «Носферату. Симфония ужаса».
Кому предстояло глобальное перевоплощение, так это даже не Бэтмену, а Женщине-кошке Селине Кайл. В первой версии, написанной Хэммом, Женщина-кошка была неинтересным персонажем, обычным игривым сексапилом. У Уотерса Селина превратилась из забитой секретарши в фатальную красавицу, одержимую местью. Но при этом Женщина-кошка стала не злодейкой, а, скорее антигероиней, которая разрывается между справедливостью и безумием, что толкает ее на союз с Пингвином.
Примечательно, что в комиксах Пингвин – один из самых не интересных злодеев: обычный гангстер с корнями аристократа. Подтверждение тому – его воплощение в последнем фильме о Бэтмене, где Пингвина сыграл Колин Фарелл. Бёртону этого было мало. Так гангстер превратился в уродливого мутанта, которого родители в ужасе бросили в реку. Ребенок вырос в компании циркачей и пингвинов, и тоже пожелал отомстить целому городу. Поначалу Пингвин и Макс Шрек были братьями, но позже от этой сюжетной линии отказались.
Довольно долго сценаристы не могли придумать коварный план Пингвина. Для этого Бёртон привлек еще одного сценариста, автора культовой «Арахнофобии» Уэсли Стрика. Так родилась идея о похищении всех первенцев Готэма.
Отказался Бёртон и от ввода в картину помощника Бэтмена – Робина. Поначалу эта роль была запланирована, и был даже найден ее исполнитель, будущая звезда черных комедий «Очень страшное кино» Марлон Уайанс, которому даже сшили костюм. Но затем его роль вырезали, оставив «на потом». Для фильма «потом» настало в третьей части франшизы, вот только Уайанс из проекта вылетел, уступив роль Робина Крису О’Донеллу. Отказались также и от появления в картине прокурора Харви Дента, который должен был в кульминации фильма превратиться в Двуликого. Такое перенасыщение картины персонажами могло бы пагубно сказаться на ней. Что, собственно, и произошло в фильме «Бэтмен и Робин», где помимо Бэтмена и Робина появились Двуликий, Загадка, Ядовитый плющ, Бэтгерл и Фриз. Зрители эту кашу оценили очень слабо. Кристофер Уокен поучил роль Макса Шрека. Также на роль претендовал Дэвид Боуи, но он предпочел сыграть в фильме «Твин Пикс».
Майкл Китон тоже не особо желал натягивать костюм Бэтмена второй раз, но 11 млн долларов его убедили. Пингвином изначально хотели сделать Дастина Хоффмана, которому после роли в «Тутси» легко давались любые преображения, но он отказался. Тогда экс-злодей первой части Джек Николсон предложил попробовать на эту роль актера, который внешне напоминал Пингвина. Им стал Дэнни де Вито, который быстро застолбил за собой эту роль. Оставалась главная героиня. И за роль Женщины-кошки началась настоящая бойня.
Утвержденная на эту роль Аннет Бенинг отказалась в самый последний момент. Актриса ждала ребенка. Не утвердил Бёртон и Шон Янг, которая ранее претендовала на роль журналистки Вики Вэйл в первой части, но сломала руку, после чего роль отошла к Бессингер. Не понравились Бёртону Сигурни Уивер, Сьюзан Сарандон, Мадонна, Шер и Дэми Мур. Мимолетно претендующую на роль Мерилл Стрип Бёртон посчитал слишком старой. Джина Дэвис сама отказалась от роли в пользу другого фильма. Осталась только одна кандидатура – Мишель Пфайффер, с ее безумными глазищами в пол-лица и двумя номинациями на «Оскар» в багаже. Выбор был точным, а Пфайффер была так хороша в своем обтягивающем костюме, что кинокомпания был вынуждена постоянно заказывать новые рекламные плакаты с Женщиной-кошкой для расклейки их в автобусах: фанаты постоянно крали плакаты.
Пфайффер страдала на съемках больше всех. Мало того, что сшитый по фигуре актрисы латексный костюм был невероятно тесным, и актрисе приходилось обсыпаться тальком, чтобы втиснуться в него, так еще в нем было невероятно холодно. Костюм, кстати, был одноразовым, таких сшили ровно 60 штук. Пфайфер не могла в них ни есть, ни сходить в туалет, иногда в костюме ей приходилось проводить по 12-14 часов. Из-за того, что на съемках присутствовали настоящие пингвины, для них создавали комфортные условия, понижая температуру в павильоне до 0 по Цельсию. Как себя чувствовала Пфайффер в тонком комбинезоне, натертом для блеска жидким силиконом, не рассказать. После съемок актриса призналась, что не наденет костюм Женщины-кошки даже под страхом смерти. Точно так же мучился на съемках и Де Вито, которому три-четыре часа накладывали грим. Китону было проще, после первой части его костюм усовершенствовали молнией. Кстати, сцена с птицей во рту была настоящей, Пфайффер действительно едва не съела канарейку. Бёртон же восхищался актрисой, особенно сценой, где после падения Селины Кайл она возвращается к жизни, и под закрытыми веками у нее очень быстро бегают глаза. Это не было спецэффектами или монтажем.
Пфайффер выложилась на все сто, освоив навыки кикбоксинга, научилась пользоваться хлыстом, занимаясь с личным тренером, и на тренировке даже как-то неловко задела его хлыстом, задев по лицу и разрезав его до крови. Все трюки с хлыстом в фильме Пфайффер делала сама, кроме одного, показавшегося ей невозможным. За нее в итоге постаралась мастер боевых искусств Кэти Лонг. По прошествии нескольких лет Мишель Пфайффер осталась непревзойденной Женщиной-кошкой. Ни одной актрисе, которые впоследствии получали эту роль, не удалось приблизиться к эталонному исполнению этой роли.
Лучше всех на съемке чувствовали себя 42 пингвина. «Зеленые» даже устраивали акции протеста под предлогом, что птицы якобы очень страдают. На самом деле у пингвинов был бассейн, свежий лед, свежая рыба. Доказательством того, что птицы чувствуют себя превосходно было то, что несколько самок даже снесли яйца, чего бы они не сделали в некомфортных условиях. Помимо живых пингвинов в фильме снимались одетые в костюмы пингвинов невысокие статисты, а также пингвины-роботы, которых создал папа роботов в «Терминаторе» Стэн Уинстон. Недостающих пингвинов создавали при помощи революционной тогда компьютерной графике. Тем же способом рисовали и летучих мышей, которые не поддавались никакой дрессуре.
Кинокомпания сохранила декорации первой части, но Бёртон не стал их использовать. Ему нужна была особая атмосфера мрачного Рождества. Новые декорации создал Бо Уэлч, уже работавший с Бёртона в «Эдварде Руки-ножницы», который создал неуютный образ города, в котором никому не хочется жить. Уэлч вдохновлялся нацистской и советской архитектурой, ее американскими вариациями и немецким экспрессионизмом. В итоге получилось настоящее монументальное великолепие.
А вам нравится фильм «Бэтмен возвращается»? Поделитесь своим мнением в комментариях, а также обязательно подпишитесь на наш Дзен, где мы расскажем вам и о других фильмах о Новом годе и Рождестве.