Найти тему
Советское Кино

Советский эксперимент. «Интервенция»

Советский фильм «Интервенция» вышел в прокат только спустя двадцать лет после его создания — в 1987 году. До сих пор сложно поверить в то, что сняли его в 1968 году, настолько он был снят динамично, музыкально, и совсем не по-советски.

Фактически, это был музыкальный фильм в жанре представление — буфф. В основу картины легла одноименная пьеса Л. Славина. Режиссер Г. Полока собрал красивейший и ярчайший актерский букет: В. Высоцкий, О. Аросьева, В. Золотухин, Е. Капелян, С. Юрский, Ю. Барыгина, Г. Ивлиева, Ю. Рычков, Р. Нифонтова, В Татосов, Ю. Катин-Ярцев, Ю. Толубеев, М. Хуциев, П. Панков, С. Соколов, Н. Дупак, В. Буров, П. Первушин, В. Гафт, Г. Штиль.

Над картиной изрядно потрудились художники по костюмам, гримеры и декораторы. Картина было сделана на отличной цветной пленке и выдержана в черно-бело-красных тонах. При этом часть декораций носила цирковой оттенок. Только Юрскому делали четыре вида грима, поскольку он играл четыре карточные масти.

Песни к картине написал В. Высоцкий. Исполняли песни Высоцкий, Г. Рыбак, Б. Сичкин.

Занятно, что сама пьеса Л. Славина была классикой советской драматургии. Поэтому режиссеру просто спустили приказ из ЦК снять по ней картину. Но, видимо, не такую, какую в итоге снял Г. Полока, которому надоели советские штампы. Из пьесы он решил создать шоу-буфф.

Актеров не приглашали. Они пришли сами, прослышав по «сарафанному радио» о невиданном в СССР эксперименте в области кино. На роль Жени пробовался В. Абдулов, но пробы не прошел. Зато именно он посоветовал режиссеру позвать на главную роль В. Высоцкого. Кроме того за него замолвил слово и режиссер картин «Юность Максима» и «Гамлет» Г. Козинцев.

Изображение со страницы https://stuki-druki.com/film/intervenciya-1968.php
Изображение со страницы https://stuki-druki.com/film/intervenciya-1968.php

В картине пели практически все. Тем не менее Е. Капелян по началу категорически отказался петь. У него не было ни слуха ни голоса. Тогда с ним вызвался поработать Высоцкий, который за несколько дней научил Капеляна правильно исполнять необходимую песню.

Трюки в картине исполняли сами актеры. Дублеров не было. Во время одной из сцен с прыжком с балкона у Высоцкого было несколько дублей. Прыгать надо было с высоты семи метров. Трюк актер исполнил отлично, но потребовалось переснять из-за партнеров. И тут по технической случайности он не хорошо упал на пол и повредил ногу. Всю неделю последующих съемок Высоцкий играл на сильных обезболивающих. Съемки останавливать запрещали, а то ли сильный вывих, то ли скрытый перелом давал о себе знать. Но Высоцкий с блеском скрывал дикие боли.

В сцене с пощечиной герою Золотухина потребовалось девять дублей, прежде чем режиссеру понравился отснятый материал.

Картина получилась яркая, насыщенная, математически выверенная и совсем не советская. От нее и спустя двадцать лет дух захватывало при просмотре. Именно по этому ее тут же и запретили и положили на полку на двадцать лет. Хотели вообще уничтожить, но режиссер вынес копию фильма и бережно прятал ее все годы, пока картина была под запретом. Потом, в начале брежневской эпохи вся съемочная группа написала письмо генеральному секретарю ЦК КПСС с просьбой разрешить показ фильма. Письмо осталось без ответа. И лишь в 1987 году, в самом начале перестройки, картину выпустили в прокат.

Народ сметал билеты как семечки. Чтобы попасть на премьеру, у кинотеатров за несколько часов до показа выстраивались огромные очереди. Люди шли и шли — посмотреть на Высоцкого. При этом не было особенного возрастного ценза, поэтому и подростки пропускались без проблем. Те, кому сейчас по сорок девять и больше лет, с удовольствием смотрели на легендарных актеров. Успех настолько превзошел все ожидания прокатчиков, что картину не снимали с показа несколько месяцев.