Найти в Дзене
IQ.HSE

Гроза демонов. Как исследовать загробный мир Тайваня?

Оглавление
МАКСИМ ГРОЗА
МАКСИМ ГРОЗА

Для китайцев потустороннее — сложная иерархия со своими «социальными лифтами». Посланцы ада могут превращаться в светлых божеств, и чтобы это случилось, нужны посредники — духи с неким переходным статусом, считает докторант Государственного Университета Цинхуа (Тайвань) Максим Гроза. О них и собственном исследовательском «романе» с тёмными силами он представил доклад на семинаре НИУ ВШЭ «Души и духи в китайской культуре». А руководителя семинара  Аглаю Старостину IQ попросил рассказать о планах работы со сверхъестественным на 2021 год.

Неслучайная случайность

Место было пустынным. С одной стороны скалы, с другой — Тихий океан. Между ними узкая полоска дороги. Поздний вечер. Путнику нужен ночлег, но до ближайшего населенного пункта километров сто.

Вокруг — никого. Ни жителей деревень, ни буддистских монахов. Только очень маленький храм. Стоит у дороги. Горит свет, двери открыты. Без вариантов: спальный мешок стелется под навесом у входа, а утром снова в путь — на велосипеде по побережью Тайваня.

Научной цели у студента Санкт-Петербургского госуниверситета Максима Грозы в том путешествии не было. Подходила к концу языковая стажировка на острове. Напоследок захотелось объехать его полностью. «Велопробег» растянулся на 10 дней и 1200 километров. А когда закончился, стало понятно, что всё…только начинается.

«Зачем ты там остановился, как мог вообще к нему приблизиться, особенно ночью!» — тайваньских друзей фото маленького храма всерьез напугало. Место оказалось демоническим — святилищем неупокоенных духов.

Об этом явлении Максим ничего не знал, хотя прожил на Тайване уже год. Стажировка закончилась, он уехал, но решил вернуться — тема для занятий в аспирантуре была найдена.

В 2011 году «почти шестилетний роман с демонами» завершился кандидатской диссертацией. На основе полевых материалов, собранных с 2006-го, Максим Гроза впервые в отечественном китаеведении описал феномен, с которым когда-то случайно — а может быть и нет — встретился на ночном побережье.

Первое демоническое святилище в жизни Максима Грозы — храм, с которого началось знакомство с неупокоенными духами Тайваня. Максим Гроза
Первое демоническое святилище в жизни Максима Грозы — храм, с которого началось знакомство с неупокоенными духами Тайваня. Максим Гроза

Те, кого боятся

Неупокоенные духи, они же неприкаянные или голодные демоны, — это духи людей, умерших не своей смертью, либо не оставивших потомков, которые бы почитали их души как души предков.

В китайской мифологии «неупокоенные» принадлежат к демонам (гуям) — тёмной силе, которую следует не почитать, а бояться. Однако отношение к ним парадоксальное. Они наводят страх, к их алтарям стараются лишний раз не подходить и вместе с тем идут, наделив духов особым могуществом. Не случайно их ещё называют Юингун — «исполнители всех прошений» (有應公).

В отличие от святых, чьё место на небе, демоны могут оставаться в мире живых и вредить человеку. Поэтому их задабривают подношениями, причем не от случая к случаю. На Тайване, рассказывает Максим Гроза, это целый культ, приведший к появлению специальных святилищ — инь мяо (陰廟), то есть храмов тёмного начала Инь.

Легенды на костях

Как выглядят неупокоенные духи неизвестно. Люди рассказывают про них, но никогда не видели воочию, а на алтарях вместо изображений или статуэток — лишь таблички с общим именем.

Зато сами святилища Грозе удалось рассмотреть детально. В первой исследовательской поездке по побережью Тайваня учёный обнаружил 76 храмов и уверен, что это далеко не всё. Официально они не регистрируются, поэтому сколько их на острове — сказать трудно. Вероятно, сотни. В одном только Тайнане, четвертом по величине городе острова, их обнаружено 43.

Примерное местоположение демонических храмов, обнаруженных исследователем, на карте Тайваня
Примерное местоположение демонических храмов, обнаруженных исследователем, на карте Тайваня

Храмы часто располагаются на окраинах населенных пунктов, вблизи или на территории кладбищ. Многие стоят у автотрасс и буквально на костях. Вот здесь, рассказывают местные, ремонтировали дорогу и извлекли безымянные останки. Опознать невозможно, проигнорировать опасно — рано или поздно они «притянут» что-нибудь плохое. В результате кости погребли в общей могиле, а на ней возвели инь мяо.

Инь мяо (храм неупокоенных духов) у дороги на месте захоронения безымянных останков. Максим Гроза
Инь мяо (храм неупокоенных духов) у дороги на месте захоронения безымянных останков. Максим Гроза

Некоторые храмы имеют свою историю, о других мало что известно, а о третьих ходят легенды. Например, о Храме Восемнадцати ванов (вельмож). Двухэтажное святилище с двумя могилами на северо-восточной оконечности острова отсылает в XIX век. Лодка с 17 рыбаками и собакой попала в шторм. Люди погибли, их выброшенные на берег тела похоронили, а рядом чуть позже — собаку, которая справилась со штормом, но не пережила смерти хозяина.

Внешне такие постройки выглядят по-разному, но почти все они без дверей. Китайцы считают, что в дверях живут божества, защищающие дом от нечисти. Храмы имени этой нечисти защищать не от кого. Поэтому — либо три стены, либо, как в «приюте» петербургского студента, — просто небольшие проёмы.

Просишь — отблагодари

Иногда вокруг святилищ разбросаны квадратные листки жёлтой бумаги с наклеенным на них серебристым кусочком. Это жертвенные «демонические» деньги. Чаще их сжигают — в специальных довольно примитивных печках.

Инь мяо (храм неупокоенных духов) у дороги на месте захоронения безымянных останков. Максим Гроза
Инь мяо (храм неупокоенных духов) у дороги на месте захоронения безымянных останков. Максим Гроза
Печь для сжигания жертвенных «демонических» денег. Максим Гроза
Печь для сжигания жертвенных «демонических» денег. Максим Гроза

Косметика, зеркальца, украшения, алкоголь, сигареты, косточки «ореха бетель»… — на алтарях лежит многое. Но если храмы «неупокоенных» пугают население и имеют плохую репутацию, то от кого эти подношения? Прийти в инь мяо может и азартный игрок, и вор, и представительница древнейшей профессии, и добропорядочный гражданин. Вопрос — зачем.

«Эти демоны не зря называются духами исполняющими прошения, — говорит Максим Гроза. — К ним можно обратиться с любой просьбой, с какой вы никогда не осмелитесь переступить порог обычного храма. Они помогут, какое бы тёмное дело вы не затевали». Только надо помнить: это не задаром. Просишь — получил — отблагодари. Обманешь — накажут.

Демаргинализация

Помоги, а я построю тебе новый храм, и будешь ты уже не демон, а полубожество — обещание такой благодарности не пустой звук. Демоны в сознании людей действительно могут избавляться от маргинального статуса и подниматься по мифологической лестнице.

«Процесс такой, как я её называю, демаргинализации, во-первых, длительный, во-вторых, ему нужен посредник, в качестве которого выступает статус духа исполняющего прошения», — утверждает исследователь.

То есть «исполняющие прошения» — не столько разновидность демонов, сколько «социальный лифт»: неупокоенный дух (гуй) сначала становится «исполняющим прошения», и благодаря этому со временем может превратиться в божество.

В итоге ни духи, ни их святилища отнюдь не статичны. Для наглядности — два храма. Примитивная трёхстенная будка с мини-алтарем на первом фото — это то, как выглядят такие храмы в самом начале. Храм на втором фото — примерно то, во что «будки» превращаются со временем в ходе демаргинализации.

Храм до. Максим Гроза
Храм до. Максим Гроза
Храм после. Максим Гроза
Храм после. Максим Гроза
«Чаще всего речь идёт о десятилетиях, и не каждый храм и демон преодолевает этот путь. Некоторые просто перестают почитаться, а храмы разрушаются», — отмечает Максим Гроза.

Один из ярких примеров такого преодоления — Храм Трёх бессмертных дев на юге Тайваня. Он стоит на месте могилы трёх жен японских офицеров. В начале XX века, когда остров находился под властью Японии, женщины были убиты и обезглавлены местными жителями. Они же (жители) их и похоронили, а чтобы задобрить духов убитых, поставили небольшое святилище.

Прошло больше 80 лет и сегодня оно воспринимается как храм, посвященный трём полубожествам. Кроме смотрителя, в нем есть медиум. «На момент моего приезда это была женщина, живущая там больше двадцати лет, — вспоминает Максим Гроза. — Она регулярно входит в транс — в неё якобы вселяется дух одной из трёх обезглавленных, и отвечает на вопросы прихожан на тайваньском диалекте, иногда немного на японском».

Медиумический сеанс в Храме Трёх бессмертных дев. Максим Гроза
Медиумический сеанс в Храме Трёх бессмертных дев. Максим Гроза

Медиум, смотритель, портреты и статуэтки божеств вместо скромных табличек с именем «исполняющего прошения» — всё это признаки «появления институционального начала». Тёмные силы здесь больше не живут, по крайней мере не считаются таковыми. Через несколько поколений прихожане уже и не вспомнят, что дух, которому они поклоняются, имел демоническое прошлое, а вспомнят — не испугаются.

Планы на сверхъестественное

Докладом Максима Грозы семинар «Души и духи в китайской культуре» завершил минувший год, в котором рассказывали о современных народных верованиях и пробовали новые форматы работы.

«Первая встреча в 2020-м традиционно прошла в здании НИУ ВШЭ на Старой Басманной. Следующая планировалась в конце марта, но не состоялась из-за локдауна», — говорит руководитель семинара Аглая Старостина. В сентябре впервые провели заседание онлайн, стали приглашать исследователей из других городов и даже стран.

В итоге с сентября все выступавшие были не из Вышки. Каждый доклад сделан по материалам полевых исследований: в двух случаях — на Тайване и ещё в двух — в КНР.

В планах на 2021-й сосредоточиться не только на современности. Будут средние века в Китае, может быть — в Корее или Вьетнаме. Как минимум один семинар планируется посвятить базе мифологических персонажей и мотивов, над созданием которой работают в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ.

Видео всех семинаров 2020 года:

IQ

Автор текста: Светлана Салтанова