Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Именем «Прусской Мадонны» и бабушки Александра II: самый красивый мост Калининградской области.

Мост королевы Луизы был визитной карточкой Тильзита, таковым остаётся для Советска и Калининградской области, при этом являясь одним из самых необычных погранпереходов России. Его назвали в честь обожаемой в Пруссии королевы Луизы, супруги правителя Фридриха Вильгельма III и бабушки российского императора Александра II, которая своей харизмой и самоотверженностью смогла сохранить родную страну во время переговоров по унизительному Тильзитскому миру.

Первый мост через реку Мемель (совр. Неман), временный, возвели еще русские войска во время Семилетней войны в 1758 году. Новая переправа длиной 340 метров на 36 понтонах появилась в 1767 году. В средней части эта конструкция раздвигалась для пропуска судов и барж. Его сожгли в 1807 году во время бегства русской армии после поражения при Фридланде.

-2

В том же году в Тильзите Наполеон решал судьбу Пруссии. Переговоры вела королева Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская, т.к. с правителем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III «корсиканское чудовище» отказалось что-либо обсуждать. Обожаемая «Прусской Мадонной» земля всё же стала вассалом Франции, но сохранила свою государственность. Это достижение и патриотизм королевы, которая во время войны в военном мундире и на коне лично посещала полки для поднятия духа, сподвигло население к стремлению увековечить имя той, кого называли богиней.

Строительство нового инженерного сооружения через реку началось в 1904 году. Проектными работами занимались инженеры-строители под руководством советника Керсье, а подряд на строительство получила компания «Бейхельд и Ко» из Силезии. Длина конструкции – 416 метров, ширина – 12,55 метра. Мост опирался на 4 опоры, которые были установлены в той части Мемеля, где река имеет ширину 220 метров. По бокам по всей длине конструкции добавили красивые металлические арки.

-4

Торжественная церемония открытия состоялась 18 октября 1907 года. Она была приурочена к 100-летию заключения Тильзитского мира, а назвали его «Königin-Luise-Brücke» или «Мост королевы Луизы».

В память об этой дате отчеканили медаль. Кстати, 5 июля 2017 года Банк России, в рамках серии «Памятники архитектуры России», выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 3 рубля с изображением архитектурной гордости нашей Калининградской области.

-6

С южной стороны моста был воздвигнут портал из песчаника с двумя башенками. В нынешнем Советске логику его появления понять сложно, а вот в Тильзите со стороны набережной открывался вид на красивую «Немецкую кирху» (разобрана в 1965 г.), особенностью которой был шпиль, стоящий на восьми шарах. Таким образом был создан единый архитектурный ансамбль в стиле барокко.

-7

В центре портала разместили бронзовый барельеф-картуш (размеры: 3,6 х 4 м.) с изображением королевы Луизы, увенчанной короной, в окружении двух купидонов с цветочными венками.

-8

На вершине арки установили декоративные вазы, а над пешеходными проходами - барельефы, символизирующие движение по воде и суше.

-9

Со стороны северной части (ныне – литовская) располагался портал с гербом Восточной Пруссии. У моста был 12-метровый разводной пролет с механическим и ручным приводом.

Разводной пролёт.
Разводной пролёт.

Для изготовления машинных домиков использовался влагостойкий песчаник, не требующий покраски и штукатурки.

-11

С 1914 по 1944 годы по мосту ходил трамвай. Можно смело утверждать, что для своего времени это сооружение являлось примером передовых инженерных решений.

-12

Во время Первой мировой войны (в 1914 году) мост мог быть взорван дважды, как русской, так и германской императорскими армиями. К счастью, обе стороны не успели реализовать планы.

Ночная иллюминация моста.
Ночная иллюминация моста.

После Версальского мира мост впервые стал пограничным, т.к. северную часть Тильзита отделили от Восточной Пруссии. До аншлюса Мемельского края фашисткой Германией в марте 1939 года здесь функционировал пропускной и таможенный пункт.

-14

22 октября 1944 года, отступающая танковая дивизии вермахта взорвала северный портал.

Мост после войны.
Мост после войны.

В Советске восстановлением моста занялись в 1947 году. К существующим опорам были добавлены дополнительные, взорванные пролеты заменили деревянными, для снижения нагрузки срезали красивые арки, машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши. На южном портале сняли барельеф королевы и заменили его на герб СССР, удалили надпись «Königin Louise Brücke», а в дате 1907 «ноль» заменили на «4».

-16

В 1965-1966 годах произведён очередной ремонт, уложили металлический пролёт. После развала СССР с портала демонтировали герб уже несуществующей страны. Последнее серьёзное преображение произошло в 2002-2003 годах, когда в ходе реставрационных работ были восстановлены декоративные детали моста, на место вернулся барельеф с образом королевы Луизы.

-17

В 2007 году строение получило статус объекта культурного наследия регионального значения. В декабре 2021 года вновь, как и было до войны, вернулась архитектурная подсветка моста, позже произвели работы по благоустройству набережной.

-18

28 апреля 2022 года движение по инженерному памятнику Калининградской области было ограничено, т.к. неожиданно выяснилось, что конструкции моста имеют аварийное состояние.

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws

-19

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.