Продолжаю рассказ про свою 26-ую поездку в Питер. Тот самый парадный Петербург, который обязательно вам покажут при первом приезде, и который каждому надо увидеть, велик и... узнаваем. По открыткам, заставкам и чужим фотографиям в сети мы узнаем и Зимний дворец, и Петропавловскую крепость, и соборы Исаакиевский, Казанский, Спас на крови, и конечно же Медного всадника.
И приезжая в город n-ый раз кажется, что интересно это быть уже не может. Но нет, оно не столько интересно, сколько завораживающе. У всех этих достопримечательностей все равно нужно отметиться, напомнить себе – да, я в Питере, мне это не кажется. И Питер на месте, всё нормально.
В этот приезд вроде бы и не собиралась проходить стандартные туристические маршруты, но сбой с ранним заселением сначала как бы вынудил погулять пешком в центре не сильно удаляясь от Московского вокзала, где остались в камере хранения вещи, а потом оказалось, что не вынудил, а подарил возможность.
В 6 часов утра гулять по городу просто так как-то раньше не удосуживалась. А тут вдруг увиделся другой центр города – пустой, конечно, не совсем пустой, а относительно привычной движущейся по Невскому толпы.
Кстати, никак не ожидала, но имейте ввиду, уважаемые рано приехавшие туристы, на Невском сейчас практически все точки питания работают круглосуточно. Так что пришедший в 5 утра поезд не помеха пойти куда-нибудь посидеть.
Давайте прогуляемся вместе от Московского вокзала по Невскому до стрелки Васильевского и посмотрим на привычные места немного по-новому.
Казанский собор, раскинувший свои колончатые крылья-флигеля картина привычная и величественная. Но если посмотреть внутрь одного "крыла", то открывается другая картина - диагонали улицы, дома вдалеке и небо в паутине проводов. А как искусно оформлена "рама" у этой картины - венчающие колоннаду сложные многофигурные барельефы с библейскими историями. Кажется, что все эти фигуры улавливают и повторяют движения и чувства идущей мимо собора толпы. И сейчас, когда толпы нет, они получают новую значимость - создают ощущение присутствия этой самой отсутствующей толпы...
Притихшая Мойка с еще не проснувшимися катерами удивительно чиста и прозрачна, покачивающиеся водоросли просматриваются на большую глубину. Никто не зазывает на прогулки по рекам и каналам, не фотографируется у парапетов, не толпится на светофорах. А старые дома вдоль набережной откидывают воображение к городу прошлых веков. И небо хмурится. Это, как и положено питерскому небу, гонять дождевые облака по городу и местами его поливать.
Строгановский дворец всегда останавливает на себе моё внимание, обнаруживаю его во всех подборках фото из поездок. Не знаю почему, то ли цветом своим нежно-розовым, то ли богато-воздушной отделкой, то ли историчностью и убеждением, что в имперской столице дома должны были быть именно такими. На Невском все здания великолепны, не знаю почему это у меня визуально выделяется. Красиво.
Большая Конюшенная улица как старая знакомая, бульварного типа, с аккуратными деревцами, скамейками и красивыми фонариками. Жили на ней не один раз. Именно здесь расположена легендарная кондитерская "Пышки", куда мы так и не смогли попасть - очередь стоит всегда невероятная просто. И вообще, очень радует глаз эта зелень бульвара среди каменно-асфальтового центра города.
В этом году и дорога к Триумфальной арке зазеленела, украсилась пусть и кадушечными, но все-таки деревцами.
Как красив и внушителен может быть на первый взгляд просто темно серый дом. Текстура облицовки стен, ритмичность и многообразие арочных сводов, не сразу заметные украшающие фасад барельефы. Доходный дом М.И. Вавельберга 1912 года постройки в стиле венецианского возрождения, архитектор Мариан Перетяткович. Строился дом под Санкт-Петербургский Торговый банк, в советское время здесь были кассы Аэрофлота, сейчас гостиница «Wawelberg».
Дворцовая площадь без единого человека очень непривычная картинка и кажется неимоверно огромной. Такой же малолюдной она запомнилась только в 2002 году, когда удалось "поучаствовать" в её реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга (смотри галерейку)😉
Зимний дворец своими "крышевыми" жителями удивлять не перестает. Это сколько же трудов и времени ушло на изготовление всех этих скульптур!
Первые украшения балюстрады — статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора Франческо Растрелли. К 1761 году их было изготовлено 176. После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, остальные отреставрировали. К середине 1890-х годов каменные скульптуры начали крошиться и кусками падать на мостовую. Решено было заменить их на выколотной из листовой меди, надетой на каменный каркас. Тоже неуверенно стояли, все-таки место очень уж открытое, подвесное всем ветрам. Последняя их реставрация закончилась в 2009 году. В 2014 году на крышу вернули позолоченную бронзовую литую фигуру двуглавого орла.
Сейчас скульптуры внутри полые с железным каркасом, высота до 3,5 метров, весят около 150кг. Цвет, в который они окрашивались, менялся от белого до черного, сейчас привычный - в тон стенам.
Только в этот приезд заметила наличие скульптурной композиции у флагштока Адмиралтейства. Видно его только издалека. Это два переплетенных хвостами дельфина.
А что там с видом через Неву на Васильевский остров - Университетская набережная с Академией наук, Кунсткамерой и Зоологическим музеем смотрится гармонично и с размахом.
Чайки и голуби неотъемлемая часть питерского пейзажа.
А набережная Петропавловской крепости в лесах, что-то там реставрируют на всём протяжении. С черным смотрится непривычно.
А вот и стрелка Васильевского с Ростральными колоннами. Как-то никогда они мне особо не нравились, очень уж непонятное сооружение с врезавшимися и застрявшими кораблями. Жалко мне их прям. Походила вокруг, посмотрела повнимательней, обновила в памяти историю. Возведены в 1810 году французским архитектором Тома де Томоном. Торчащие части - это ростры поверженных вражеских кораблей, то есть получается демонстрация победы над врагом, сила морской державы. Хотя врагов утонувших и кораблей поломанных все равно жалко.
У подножия колонн расположено по две фигуры - мужской и женской, которые по одной из версий представляют великие реки России - Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Не отличаются скульптуры изяществом и не блещут красотой. Грубы, но явно сильны и в себе абсолютно уверены, лучше не связываться.
Вблизи не так уж они и малы, как кажутся с другого берега. Внутри колонн винтовая лестница, которая ведет на смотровую площадку со светильником, который служил еще и маяком.
На стрелке гуляющий по Питеру дождь добрался до нас и сказал возвращаться. Конечно, лучше другим путем, чтобы свернуть к Спасу на крови, и даже не к нему, а вот к этому уникальному забору Михайловского сада.
Сколько ни рассматриваю, прям закручиваюсь вся вместе с этим невероятным цветочно-орнаментным узором. Почему-то часть покрашена, часть ржавая, причем много лет это наблюдаю, какой-то половинчатый процесс реставрации прошел и умер похоже. Ограда сооружена в 1907 году, решетка из кованого железа, цоколь гранитный, столбы кирпичные.
Питер, как же ты прекрасен!
Продолжение следует🙂