Есть такие жизненные ситуации, которые коснутся каждого. Переживание горя утраты одно из самых тяжелых испытай в жизни человека. Его невозможно избежать, отсрочить, не допустить. Его придется пережить каждому, но не каждый может найти в себе силы с этим жить.
Паническая атака, срывы в еде, ссоры с парнем, проблемы на работе, все это меркнет по сравнению с тем, что Алиса переживала сейчас. У нее умерла сестра. Попала в аварию. Врачи лишь сказали, что она покинула мир без мучений. Но какая разница, как она ушла. Какая?! Если теперь ее нет.
Уже две недели Алиса сидела дома. Телефон был выключен. Плевать что там на работе. Есть не хотелось совсем. Читать, сидеть, смотреть сериалы – тоже. Хотелось лишь вспоминать сестру. Прекрасную, милую, добрую, заботливую Лилю. Так она ее называла. Будто часть мира просто исчезла. Как же им было хорошо вместе. Ни ссор, ни обид. Лишь легкие разногласия и то иногда. Теперь этого нет. Лиля больше не отправит забавный кружок со своим котом. Больше не заедет за сестрой после работы. Не …
Такого больше не будет. Но ведь так не бывает. Не может быть. Ей всего 25 лет. Она не умерла. Врали врачи. Врали родители, парень, весь мир. Прямо сейчас Лиля, наверное, как всегда, сидит у себя в студии и рисует какой-нибудь новый эскиз шикарного платья. Вот-вот она позвонит и спросит Алису о том, как лучше продумать крой. Алиса конечно в этом не разбирается. Просто спросит, - «А ты сама как думаешь?». И тут разольётся тирада о тенденциях моды будущего.
Алису будто давил сам воздух. Дышать тяжело. Да и не хочется. Хочется лишь, чтобы боль унялась. В районе груди ужасно сильно сдавило. Так больно, что вырвался крик. А за ним и слезы. Куда же ты ушла Лиля, за что?
Скорбь об ушедшем человеке это абсолютно нормальный процесс. Сам по себе он не нуждается в психологической коррекции. По сути, это реакция приспособления. И длиться она должна столько, сколько это необходимо самому горюющему. В моменты скорби нам не хочется ничего, кроме возврата прошлого. Тут наша психика сталкивается с «расслоением» реальности. Номинально можно разделить этот процесс на несколько фаз.
1. Фаза шока – начальный этап. Происходит подготовка к тяжёлому известию она проявляется в виде эмоциональной холодности, сопротивлением к осознанию потери.
2. Фаза поиска – скорбящий пытается опровергнуть утрату близкого человека. Мысли и фантазии об умершем. Ощущение что он вот-вот позвонит. Либо чувство будто видел его в толпе.
3. Фаза острого горя – Множество странных и пугающих мыслей. Ощущение безнадёжности и бессмысленности происходящего. Наиболее сильное ощущение одиночества, обиды, горя, сожаления. Горе становиться ведущей деятельностью скорбящего.
4. Фаза остаточных толчков – жизнь начинает возвращаться в прежнее русло. Горе перестает быть ведущей деятельностью. Занимает все меньше места в жизни скорбящего. Но всплывает в определенные моменты. Например, в особые даты. «Его день рождения». «Новый год без него».
5. Фаза завершения – Образ умершего человека занимает свое место в жизненном пути скорбящего. Со временем, вместо ощущения горя, за образом умершего человека закрепляется другой смысл. Например – символ доброты, успеха, смелости.
Порой к скорбящему приходят мысли – «Что я сделал не так?», «За что мне все это?», «Может это мое наказание?». Ответ – нет. Мы живем в несовершенном мире. В мире, где есть и жизнь, и смерть. Горе не выбирает к кому прийти. Оно в той или иной степени приходит к каждому. Но только своими силами мы меняем мировосприятие. Наделяя нашу жизнь новыми смыслами.
Горе утраты меняет перспективу мира. Человек живет не в настоящем, а в прошедшем. Именно поэтому скорбящие люди плохо помнят, чем они занимались, что ели и с кем общались. Их внутренний взгляд направлен в прошлое. Реальность делится на две; «настоящее» которое горюющий не замечает и «прошедшее» в котором он существует, где покойный человек еще жив. Но именно этот факт и порождает злость и гнев. Тут зарождается конфликт между реальным миром, где человека уже нет, и миром внутри, где он еще существует. Иллюзия ломается о прочную реальность. Хорошим решением в такие моменты будут попытки проживания реальности. Признание смерти. Стоит заменять слова «ушел», «покинул» на «умер». Это может вызвать новую волну гнева и боли, но это необходимо. Отдаться своим чувствам, позволить им войти в себя – не слабость. Наоборот – сила. Сильный человек принимает свои чувства. Принятие чувств есть жизнь в настоящем. Только в настоящем память о прошлом и мысли о будущем имеют смысл. И только в настоящем, мы - люди, можем существовать.
Мы не хотим отпускать человека. Ведь так много не было сказано и не было сделано. Невозможность реализации этого желаний и есть одно из проявлений горевания. Но нам просто необходимо простить и проститься с покойным, хотя сделать это бывает невероятно сложно. Можно использовать техники, которые помогают облегчить этот процесс. Например, написать умершему письмо. Это поможет сгруппировать все наши переживания и ощущения. Выразить на бумаге то, что мы не можем выразить в мыслях. Просто в силу того, что концентрироваться в такие моменты сложно. Это помогает заново структурировать образ умершего и вписать его в настоящее.
Описывать свои чувства бывает сложно. Еще сложнее это делать в моменты, когда на себе концентрироваться не хочется. Слишком больно. Будто уделяя время себе, мы предаем умершего. Но это не предательство, а переосмысление. Человека больше нет в реальном мире, но вместе с нами, нашими воспоминаниями и чувствами он продолжает существовать. И только от нас зависит то, каким он будет представлен окружающему миру. Часто мы замещаем наши чувства, нашими мыслями. Понять, о чем говорит человек о чувствах или о своем мнении\мыслях можно заменив слова «я чувствую», на слова «я думаю». Например, «Я чувствую себя жалким и разбитым» - имеет смысл. А фраза, «Я думаю, что я жалкий и разбитый» - смысла не имеет.
В ситуации скорби действительно лечит лишь время и поддержка. Но только в том случае, когда человек осознает себя. Когда он замечает время и окружение, когда он старается акцентировать свое внимание на настоящем. На актуальных состояниях, мыслях и действиях. Проживание горя, тоже одно из таких действий. Лишь проживая мы можем чувствовать. Это и отличает горе от депрессии. Скорбь заполняет пустоту горем и болью, на месте которых, в последствии появится принятие нового витка жизни. Умерший человек не становиться никем, он становиться нашим образом обретая иную, не материальную, оболочку. Депрессия же и есть пустота. Она не заполнена ничем. Скорбящий человек не беден, не пуст, наоборот. Бедны те, кому не приходится скорбеть, потому что они никогда не любили. А любовь, это дар, которым наделён только человек.
Я сам несколько раз проживал скорбь утраты. Это не облегчает последующих переживаний, но дает понимание и определенную надежду. Старайтесь замечать себя в настоящем. Проводить время с любимыми и важными людьми. Только в настоящем мы постигаем смысл. Жизнь в моменте «здесь и сейчас» не отрицает и не лишает смысла прошлого и будущего. Жизнь в настоящем помогает нам полностью ощущать свое бытие.