В преддверии публикации одной миниатюры, хотелось бы очень кратко пробежаться по такому феномену как мироотрицающие секты, которые возникли на заре средневековья, и, затем вылились в мощные религиозные движения.
В рамках заметки невозможно целиком и полностью рассказать обо всех тонкостях этих движений, и всех интересующихся отсылаем к "Истории Средние Веков" Н.А. Осокина и "Истории Альбигойцев" того же автора, и т.д. Следует, правда, отметить, что подобные движения не ограничивались одними альбигойцами (или катарами). Подобного рода общины возникали не только в Католическом, но и в Православном мире (например, бесопоповцы в Русском царстве, павликиане, богомилы в Болгарии), а так же и в мусульманском мире (если верить Л. Н. Гумилеву, ассасины, как раз, являются продолжателями традиций подобных общин, возникших на востоке).
Отличительной особенностью подобных общин, если говорить очень грубо, является вера, что существует не одно начало — Бог, который всеблаг, всемилостив и всемогущ, — а еще и начало, которое является источником всего зла. Проблематика эта напрямую связана с проблемой Теодицеи, то есть оправдания Бога. Если говорить проще, то люди того неспокойного и тяжелого времени, полного мрака и несправедливости, задавались резонным вопросом: если Бог всеблаг и всемогущ, то откуда в мире, им же созданном, берется столько горя и зла? Над этим вопросом бились лучшие умы того времени, но, насколько можно понять, дать простой и понятный для многих ответ на него, так и не получилось.
Именно поэтому возникло учение о том, что проявленный, материальный мир был создан началом злым и темным, воспротивившемся Замыслу Бога. А люди в этом мире — это пленные души (в некоторых книгах говорится даже об Ангелах), которые были обмануты этим злым началом и заключены в темницу материи.
Такие учения берут начало так же на востоке, и источником оных является Манихейство, проповедующее бесконечное сражение Света и Тьмы, кульминация которого грянет в самом Конце Времен.
Насколько мне удалось понять, само это учение разделилось на множество течений, которые почти не отличались в своей общей доктрине, но различались по своей позиции по отношению к миру. От миролюбиво-отрешенной, как, например, у Катаров, до непримиримой борьбы любыми возможными способами, как, например, у Ассасинов.
Катары, насколько мне известно, просто считали, что спасение из узилищ материи и Тьмы — это личная задача каждого, и, если совсем упрощать, у них действовал принцип "спасись сам, и другие спасутся". И ключевым понятием их доктрины было милосердие, вплоть до непротивления злу насилием. Так, например, во время альбигойского похода, во Франции, в 13 веке, сами катары-альбигойцы в массе своей не сражались. Их защищали сочувствующие им рыцари и графы.
Ассасины же, и некоторые другие, простите, помню не всех, напротив, активно противостояли "злу мира" и не гнушались проливать кровь, если необходимость и интересы того требовали.
В любом случае, общим для этих течений была вера в то, что мир лежит во зле, и ад, и адские муки, они уже тут, здесь, в этом мире. Освободиться от них можно только сбросив с себя оковы материального мира при помощи ведения крайне аскетического образа жизни (необходимое условие для Совершенных, т.е., священнослужителей у Катаров, заменившим им священников и епископов Католиков). У Катаров самоубийство считалось тяжким грехом, из-за которого ты снова родишься в этом мире (да, концепция адских мук у Катаров отличалась от католической, и попасть в ад, для них означало рождаться вновь и вновь в этом мире, подвластном Тьме, и так, пока не очистишься).
По совершенно разным причинам, начиная от экономических, заканчивая идеологическим, доктрины таких общин считались крайне опасными и жестоко преследовались.
Так, например, история альбигойцев закончилась Альбигойским Крестовым походом на юг Франции, в Окситанию, где в 1242 году пал Монсегюр, последний оплот Катаров, а у подножия горы, на которой стоял замок, на кострах были сожжены последователи этого учения.
#заметки #василий_московский #история #средние_века