Наверняка вам знакома картина живописца Константина Маковского «Воззвание Минина», написанная им в 1896 году. Она относится к числу самых масштабных произведений русской станковой живописи, написанных на историко-патриотическую тему. Размеры холста составляют 6×7 м. Многолюдная сцена сбора пожертвований на ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков. В центре полотна — земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества.
Но есть еще интересная история о создании этой картины, над которой художник работал с перерывами целых 20 лет. Наводку на историю я получила от читателей. Лариса, признайтесь, вы же мне подали идею?
Маковский был не первым художником, обращавшимся к сюжету с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Но интерес к нему был возрожден благодаря высказыванию великого князя Владимира Александровича, занимавшего пост президента Академии художеств и заявившего о необходимости увековечить подвиг Минина.
Константин Маковский в тот момент находился в начале карьеры и решил написать картину, которая вполне могла поспособствовать карьерному развитию. Художник взялся за эскизы, усиливая образ Минина, заполняя полотно участниками событий, придавая им индивидуальность.
Но что-то было не так, художник был недоволен театральностью, ему хотелось большего. А потом стали появляться масштабные передвижнические полотна на исторические темы — «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Запорожцы» Ильи Репина.
Есть мнение, что именно «Запорожцы» сыграли решающую роль и заставили Маковского вернуться к работе над «Воззванием Минина». Картина Репина была хороша, она бесцеремонно вторгалась в ту художественную нишу, которую Маковский считал своей. Смотреть на это было решительно невозможно.
В 1891 году, отбросив все предыдущие собственные наработки, Маковский отправился в Нижний Новгород. Он изучил исторические документы о событиях 1611-1612 года, поскольку оригиналы были собраны Нижегородской губернской ученой архивной комиссией. А затем приступил к работе с натурой.
На тот момент историки расходились во мнениях по поводу того, в каком именно месте происходило событие: на Ивановском съезде у церкви Николы на торгу; на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором; у Дмитриевской башни кремля; или на Нижнем посаде. Маковский, будучи художником, выбрал Ивановский съезд как наиболее живописную локацию. Но впоследствии историки нашли документальные подтверждения, что именно там все и происходило!
В Нижнем Новгороде Маковский познакомился с местным художником Андреем Карелиным, которому удалось собрать уникальную коллекцию предметов народного быта, исторических национальных костюмов, тканей и изделий ремесленников. Многие из них были использованы Маковским для написания картины.
Собрав необходимый материал, художник вернулся в Москву и обратился в Академию художество с просьбой предоставить ему мастерскую, в которой можно было бы писать картину большого размера. Но ему отказали.
В итоге мастерская нашлась... в Париже, куда Маковский отправился в 1893 году, чтобы работать над другой патриотической картиной. В предместье Сен-Жермен была выставлена на продажу прекрасная мастерская Василия Верещагина Maison Laffite. Большое закрытое помещение, дополненное «летней мастерской» для работы в теплое время года при естественном освещении.
Помимо всего прочего мастерская была оборудована особой конструкцией. Там был специальный помост, образующий круг, по окружности которого был проложен рельс. По рельсу перемещалась будка, защищающая художника от палящих лучей и ветра, в которой можно размещать моделей и предметы, с которых пишется картина. В зависимости от положения солнца и потребностей в определенном освещении будку можно было перемещать по рельсу, чтобы поймать нужный свет. Это давало возможность работать от восхода до заката и не зависеть от перемещения солнца.
Проблема была в том, что в Париже не было достаточного количества моделей, обладающих нужным русским типажом. Не с кого было писать. Поэтому все русские, посещавшие мастерскую, были вынуждаемы позировать художнику. Иногда для нескольких персонажей картины сразу.
Предположительно Маковский в парижской мастерской писал только большой эскиз, а финальную версию полотна создавал все-таки в своей мастерской в в Петербурге на Каменноостровском проспекте, в которой как-то удалось разместить огромный холст.
Впервые полотно было представлено публике в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Для «Воззвания Минина» павильон спроектировал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер.
Широкая публика приняла картину очень хорошо. Она была весьма впечатляющей и вполне понятной. Максим Горький в качестве журналиста делал серию очерков с Промышленной выставки, в том числе писал и о картине Маковского: «Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча».
Но в профессиональном художественном сообществе реакция была неоднозначной. Многие деятели искусства сочли работу Маковского недостаточно красочной по сравнению с другими его произведениями, а композицию недостаточно цельной.
В 1897 году картина «Воззвание Минина» была выставлена в Петербурге, в зале Общества поощрения художеств вместе с 38 этюдами к ней. В 1898 году картина выставлялась в Историческом музее в Москве. В 1901 году — на II народной выставке Петербургского общества художников в здании Конногвардейского манежа специально для «простого народа». После этого полотно побывало в Париже, где собрало хорошие отзывы.
Маковский пытался продать картину дирекции музея Александра III, но там ему отказали без объяснения причин. И тогда художник решил передать ее в дар Нижнему Новгороду, куда она и отправилась в 1908 году. Сначала картину разместили в Гербовом зале городской думы, но там она смотрелась не слишком выигрышно. Она находилась там аж до 1972 года, практически скрытая от глаз публики. В итоге она была перемещена в специально построенный зал Нижегородского художественного музея.
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)