Ален Прост по праву считается одним из лучших пилотов Формулы-1 всех времён. Возможно, он имел бы больше поклонников, будь у него более безрассудный стиль пилотирования. Но «Профессор» добивался своего тщательным анализом ситуации.
Ален стал ковать свои победы очень рано. Чемпион мира по картингу, чемпион европейской Формулы-Рено и Формулы-3 заставил тим-менеджеров очень внимательно рассмотреть свою кандидатуру на роль призового пилота Королевы автоспорта. Прост стал тест-пилотом McLaren в 1979 году, опыт черновой работы помог становлению технической грамотности француза. Ален остался в команде и на следующий сезон, но уже как полноправный гонщик и напарник опытного британца Джона Уотсона.
Хотя в то время McLaren не являлся лидером, Прост набрал очки в первых же двух Гран-При за команду! В итоге скромные 5 очков, соответствовавшие невысокому уровню «конюшни» — вот результат француза в его первом чемпионате мира. Тогда же в McLaren началась кадровая реорганизация — на место Тедди Майера, пришёл Рон Деннис. Ален решил не оставаться и уйти в заводскую команду Renault. Хотя уход из McLaren носил несколько скандальный оттенок, и без судебного разбирательства не обошлось.
Турбодвигатель Renault был во многом революционной новинкой, но к несчастью ненадежной. После проваленного старта сезона Прост смог одержать свою первую победу. И не где-нибудь, а перед родными трибунами в Дижон-Пренуа! Но, несмотря на еще две победы (в Нидерландах и Италии) многочисленные сходы не дали ему подняться выше пятого места в чемпионате мира.
Француз выигрывает первый же этап нового сезона. Но в чемпионате 1982 года конкуренция была слишком высокой. Кеке Росберг победил за счёт стабильных выступлений при всего одной победе. А в Renault по-прежнему не могли похвастаться надежностью. К тому же два соотечественника — Прост и Арну – перестали ладить между собой.
И вот в 1983 году Прост, наконец-то стал реально претендовать на звание чемпиона мира. Но когда происходили осечки, Бернар Дюдо (руководитель спортивного проекта Renault) обвинял во всех смертных грехах своего пилота. Конечно, здесь сказывалось напряжение — после нескольких сезонов заводская команда так и не могла стать лучшей. Именно разногласия внутри команды помешали наполеоновским планам.
Ален не мог оставаться в команде, однако мест практически не оставалось. Рон Деннис смог вернуть француза за очень небольшие деньги — у «Профессора» просто не было других вариантов трудоустройства.
Теперь это был другой McLaren — в союзе с Porsche и TAG команда Рона Денниса прочно вошла в элиту автоспорта. Автомобиль, спроектированный гениальным Джоном Барнардом, не имел конкурентов в пелотоне. Титул разыграли два пилота красно-белых. Прост выиграл 7 гонок и три квалификации. Его напарник — ветеран Ники Лауда — пять гонок без единой поул-позиции. И всё же именно австриец стал чемпионом мира 1984 года.
Судьбу титула во многом решила знаменитая гонка в Монако. Тогда Прост выиграл, но его под дождём преследовал молодой Айртон Сенна из команды Toleman. Другой известный пилот — Жаки Икс, который тогда был главным судьёй Гран-При, после многочисленных сходов досрочно завершил соревнование. В итоге все пилоты получили лишь 50% очков. Икса многие критиковали, говоря, что он отдал победу Просту, не желая триумфа Сенны. Но, вот ирония судьбы, даже если бы Сенна прошёл бы Алена, и пилоты проехали всю положенную дистанцию, то Прост набрал бы больше очков (6 вместо 4,5). А так был зафиксирован рекорд Формулы-1 — Ники Лауда выиграл корону с перевесом лишь в пол-очка!
Сейчас в это трудно поверить, но тогда французская пресса накинулась на Проста, писали, что, не сумев реализовать ни одну из двух попыток, он показал, что не способен носить звание чемпиона мира. Критики были посрамлены уже в следующем году.
Целая группа пилотов выступала так, что могла считаться претендентами на титул. Две трети сезона Микеле Альборето держался с небольшим отрывом в классификации, но провал итальянцем финала сезона облегчил задачу Алену. Наконец-то Прост смог стать чемпионом мира!
Он сделал даже большее и защитил титул в 1986 году. На этот раз борьба получилась более упорной — на равных с «Профессором» сражались Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. «Шинный трюк» в Аделаиде решил исход борьбы в пользу француза, но не стоит полагать, будто Ален Прост стал чемпионом мира незаслуженно. После ударов судьбы несколько лет назад, Ален лишь брал своё.
Трёхлетнее преимущество McLaren тогда не закончилось, но временно приостановилось. Porsche теперь уступал Honda. Француз проиграл теперь не только пилотам Williams, но и Айртону Сенне в соперничестве за третье место. Ален трижды побеждал за год. Самой значительной победой стал триумф в Эшториле, где пилот McLaren побил рекорд Джеки Стюарта по победам за карьеру (27).
В 1988 году McLaren получил сразу два козыря — двигатель Honda и Айртона Сенну. Соперничество Проста и Сенны полно различных красок. Здесь была и искренняя дружба и непримиримая вражда. Из-за этой гремучей смеси тот сезон не стал пресным, хотя McLaren выиграли 15 из 16 гонок сезона.
Следующее противостояние — в 1989 году выиграл уже Прост, но именно после этого он принял решение уйти из McLaren. Снова весь сезон шёл в равной борьбе. Кульминация наступила в Японии. Стартовавший с поул-позиции Сенна пропустил напарника и столкнулся с ним. Обоюдный сход был на руку Айртону, но француз продолжил гонку, и бразилец призвал маршалов вытолкать его на трассу. За это он увидел перед собой черный флаг и прекратил участие в гонке. Ален Прост выиграл свой третий титул. Накалённые отношения с партнёром и явный фаворитизм Денниса в пользу Айртона (Рон даже просил ФИА дисквалифицировать Проста в пользу Сенны!) вынудили Алена уйти из «конюшни», где он добился самых значимых своих успехов.
Прост перешёл в Ferrari, в напарники к Найджелу Мэнселлу. «Скудерия» впервые за 8 лет могла претендовать на титул, а Сенна и Прост по-прежнему оставались лучшими пилотами в мире. Третий год невероятно красочного противостояния вновь завершился в Японии. И вновь очень похоже — столкновением гонщиков. Теперь выгоду от аварии получил Сенна.
В 1991 году француз уже не мог помешать бразильцу вновь примерить корону. Тот сезон для Ferrari был крайне неудачным. Хотя поначалу ничто не предвещало провал. Замену Мэнселлу нашли в лице молодого и талантливого Жана Алези. Однако красные болиды из Маранелло не могли быть быстрыми даже с такими пилотами. Второй раз после дебютного сезона Прост не смог выиграть ни одной гонки в сезоне.
После череды неудач началось противостояние Проста и спортивного директора Ferrari — Чезаре Фьорио. Итальянец был уволен со своего поста, но досталось и пилоту. Плохо переносящее критику руководство за этап до финиша сезона избавилось и от недовольного Проста, несмотря на действующий контракт. И хотя после судебных разбирательств команда компенсировала гонщику ущерб, факт остается фактом: все места в топ-командах были заняты.
Ален не хотел идти в команду-аутсайдер и предпочёл взять годичный отпуск. Так, сезон 1992 года прошёл без участия трехкратного чемпиона мира. Возвращение состоялось в 1993 году в составе Williams. При подписании контракта Прост специально оговорил, что при нём Сенны в команде не будет — ту гражданскую войну в McLaren трудно было забыть.
Явный фаворит сезона «Профессор» (на Williams, кстати, стояли французские двигатели Renault) не обманул ожиданий. McLaren был уже не тот и Сенна вступал в дуэль лишь эпизодически. Одержав 7 побед, Ален Прост стал четырехкратным чемпионом мира. И на этом его карьера пилота вынужденно закончилась, так как Фрэнк Уильямс подписал контракт с Сенной. Проста никто не выгонял, но прямое пренебрежение пунктом его контракта уязвило француза, и он объявил о завершении карьеры.
У него было много соблазнов вернуться в автогонки. Прост тестировал McLaren перед стартом сезона 1995 года, его звали в Ferrari в напарники к Михаэлю Шумахеру в 1996 году. Но третьего пришествия «Профессора» не состоялось. Во многом на это решение повлияла гибель Айртона Сенны в 1994 году…
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Еще больше информации Вы найдете на сайте F1PADDOCK.RU