Итальянский кинематограф с начала двадцатого века, вплоть до начала фашистского периода, считается крайне значимым в истории этого искусства. Даже такой не любитель архаики как Сергей Эйзенштейн хорошо высказывался о «Кабрии» Джованни Пастроне. Итальянские фильмы показывались по всем кинотеатрам Европы, в Италию приезжали работать Французские режиссёры, а шикарные, масштабные пеплумы вызывали восторг у зрителя. Вообщем-то это был золотой век итальянского кино, но где есть взлёты есть и падения, и с 1922 по 1945 года, получается, до прихода Неореалистов итальянский кинематограф будет погружён в смуту и закрепасшённ в идеологические рамки режима Бенито Мусолини, а самих чисто итальянских фильмов будет выходить не больше 10 штук за год, и то большинство из них будут документальные.
Пеплумы «Кабрия» Джованни Пастероне.
В самом начале этого периода большую популярность получат пеплумы. Это масштабные постановочные эпосы, где чаще всего взяты античные или библейские сюжеты, реже средневековые и ренисансные. С начала прокат потрясёт «Камо грядеши», а в последствии и «Последние дни Помпеии», но главной вишенкой на торте величия кинемотогрофа тех лет станет великолепная «Кабрия». В ней есть всё что нужно для хорошего пеплума. Загибаем пальцы: «Громадные» декорации, «Громдные» взрывы, «Громадные» баталии, особенно сцена сожжения римских кароблей при атаке Сиракуз «Громадным» зеркалом, «Громадный» вулкан и «Громадный» хронаметраж. Вообщем и целом, этот фильм олицетворения слова «Громадный». Серьёзно, если меня спросят какой фильм у меня асоциируется с словом «ГРОМАДНЫЙ», я отвечу что это «Кабрия». А ещё он собрал «ГРОМАДНЕЙШУЮ» кассу). Да, мне нравится слово «ГРОМАДНЫЙ». Так же можно отметить ряд нововведений, таких как: наезды, отъезды, перемещение аппарата параллельно декорациям, искусственное освещение и божественный, единственный за весь фильм, но спасибо и за это, крупный план Архимеда, напрвляющий «Громадное» зеркало на корабли. Также сами фильмы представляли собой динамически-ретмический рисунок, который складывался из вертикальных колонн и клетчатых шахматных полов, внутри которых действовали персонажи складывая общую композицию. Сами же актёры были лишь частью общей композиции от этого и идёт такая манера игры, в которой правильно вытянутая рука в кадре будет выглядить куда лучше чем не правельно вытянутая рука, но с искреними эмоциями. От сюда и отсутствие в игре какого-либо психологизма. Из-за чего этому кино и не нужен звук, ты следишь больше не за сутью и процессами персанажей, а за их движениями. Серьёзно, мне было куда интересние смотреть как эстетически великолепна сцена жертвопринашения в Кабрии, чем думать о том, что на моих глазах сжигают детей. И вот прочтя всё это, вы наверное подумали: «пеплумы это реально круто», и да, это так, но не совсем. Потому что слово «громалдный» можно отнести не только к Кабрии, но и ко всем пеплумам вообще. Они всегда эпичные, большые и красивыве. Приёмы становятся схожими, потихоньку даже сюжеты начинают переснимать по два раза . Те же Помпеи, которые были триумфом в десятых, в двадцатых -похоронят кампаню, которая их сняла, а критики будут писать, что это не последние дни помпеи, а последние дни итальянского кино. Уже через год после выпуска Кабрии на смену фильмам колоссам начнут выпускать «салонные мелодраммы», которыепотихоньку станут вытеснять их из прокатного листа.
Декаданская драмма и веризмы, Сатанинская рапсодия и Ассунта Спина.
Два направления за раз? Да, это так, но это не из-за лени, а потому что направления визуально и сценарно схожи между собой. Особенно по сравнению с пеплумами. Декаденская драмма будет тоже использовать композиционные наработки и схемы пеплумов, но в более камерной манере. Веризмы создадут первых кинозвёзд, благодаря широким рекламным кампаниям и числу выпускаемых фильмов. Люди начнут ходить не на сами фильмы, а на актёров которые там снимаются. Чаше всего сюжет разворачивается вокруг девушки, которая в череде обстоятельств попадает в принеприятнейшую ситуацию. Если это описание сюжета кажется вам поверхностным, то я отвечу, что оно подстать фильмам, таким же поверхностным, где-то драматичным, где-то милым, но в общей своей массе - одинаковым. Серьёзно? Вот честно, я не понимаю почему итальянцы наступили на те же грабли, что и с пеплумами. Видимо, жизнь их не учит. Хотя, с другой стороны, думаю вряд ли их интересовало что-то, кроме финансового успеха фильма. Ассунта Спина -девушка вертихвостка, в финале должна расказать об измене мужу, перед тем как придёт ухожор. Итог - она в тюрьме, ухажёр мёртв. Пепел мальчика бросает мать, он влюбляется в девочку и, когда вырастает, у него стоит выбор между матерью и ей. Итог - мать мертва, он несчастен, девушка ушла. Сатонинская рапсодия: Мефистофель предлагает старухе стать молодой в обмен на любвь; итог - ухажёр самоубивается, а её обманывают, и она снова развалина. Серьёзно, да я уже четвёртый раз переписываю эти строки, потому что перечитывая их думаю, что трижды написалаодно и тоже. Слова: самоубиться, смерть, девушка, обман и ухажёр - меняются местами и всё. И всё же, при этих минусах, у этих двух жанров была огромная практическая цель. Они радовали или огорчали зрителя. В общем, вызывали эмоции, а это и нужно было.
Итоги по эпохе.
После прочтения этого сообщения, вы наверное подумали, что мне очень не понравился золотой век итальянского кино, но это не так, он просто не мог мне не понравиться. Все его особенности, как хорошие, так и плохие, вытекают из состояния, в котором находилась страна в то время. В десятые в италии была разруха и безработица. Государство не могло охранять памятники культуры, хаотично разбросанные по всей стране, от нападков киношников, которым эти объекты очень подходили в пеплумы и экномили бюджет на декорацях. А безработица подарила горы людей, которые даже за мизерную плату готовы весь день пропрыгать в костюме гладиатора на плошадке, ведь другой работы просто нет. Веризмы и Декаданская драма, как бы она сейчас не была смехотворна, в те времена помогала людям отвлечься от окружающего их мира и помечтать. В общем, кино делало то, для чего было создано - создавало на экране реальность, куда можно было бы погрузиться. И очень интересно, что один из лучших периодов итальянского кино, пришелся на один из худших периодов в жизни страны. Но всё изменится с приходом Фашизма в страну. Разорение почти всех крупных кампаний в итальянском кинобизнесе. Постановка кино на служение идиалогии и сугубо пракитческий смысл создания фильмов - убьёт их. Жизнь и вправду станет лучше, по сравнению с тем, что было в десячтые, как минимум, поезда станут ходить по расписанию, но не на столько, чтобы оправдать режим дуче. Может в поисках прибыли, а может и просто от любви к кино, что вряд ли, но киноотрасль будет спасена Стефано Питталугой. Итальнцы кино выпускать не будут, но на их производственных мощностях будет сниматься большее количество зарубежных фильмов, как Европейских, так и Американских. А потом придут Неореалисты, но это уже совсем другая история.