Статья подготовлена по итогам участия в мероприятии Организации "Спортивные Проекты" 19 августа 2023 года с тематикой "Развитие спортивного туризма".
В современном обществе есть множество экономических направлений, которые привлекают внимание людей. Одно из них – это явление благотворительности, необходимой обществу, когда официальные институты оказываются бессильны в поддержке должного благополучия людей. Очевидно, что искать причины этих проблем бессмысленно, так как сфера экономических противоречий огромна. И всё же, практика изучения основ устройства мира подсказывает, что, опираясь на профессионализм и добрую волю, даже сегодня, можно решить все существующие противоречия. Забота о других – вот показатель истинной осознанности человека и проявления доброй воли в готовности принять активное участие в жизни людей. Понимая это, стоит признать, что аспекты развития благотворительности тесно связаны с экономическими, социальными и культурными факторами, которые созданы людьми, а значит, искусственны, то есть подвержены анализу и изменениям. Но так ли благотворительность уникальна и отлична от нашей обыденной жизнедеятельности? Разве благотворительность – не попытка людей войти в практику живого самоуправления с целью преодоления формализма и бесчувственности вертикальных структур власти? Чтобы ответить на эти запросы, посмотрим на экономические механизмы общественного устройства более пристально. Ведь, что такое налоги и пошлины, которые платятся людьми и организациями в пользу государственного устройства? Какова природа семейного уклада, когда взрослые люди десятки лет берут на себя бремя расходов по содержанию детей, домашних животных и людей преклонного возраста? Что это, если не благотворительность, которая основывается на нашей доброй воле и исчисляется триллионами рублей, евро, долларов и иных валют.
Сегодня мы затрагиваем эту тематику, потому что она тесно связана с практикой развития и использования «человеческого капитала»* в жизнедеятельности современного общества. Актуальность этого стала настолько высокой, что не допускает никаких отлагательств, ведь понимание принципов построения современной экономики, способной перейти в качество Общественного договора** даёт нам возможность преодолеть множество существующих затруднений и привести все противоречия к единому знаменателю всеобщего благополучия. Конечно, главной проблемой современных социальных и экономических отношений является их непрозрачность и всеобщая правовая некомпетентность, а как следствие социальная инертность общества. Но именно через благотворительные инструменты сегодня можно решить не только проблемы отдельных сообществ, но и в целом задать положительный вектор развития общества. По-существу, прямо на наших глаза тысячи и тысячи лет природа Земли реализует благотворительность для всех живущих на ней. И человек, как часть этой экосистемы, вписан в эту природную благотворительность, непрестанно получая столь необходимые дары, после оказывая помощь друг другу в рамках семьи и общества. А вот проблемы и затруднения возникают тогда, когда мы живём в искусственно создаваемых технических средах, которые зачастую разрушают наш мир. Но время не стоит на месте и сегодня в эпоху цифровых технологий, сверхскоростей и информационного бума перед людьми появляются новые возможности. Одной из них стало использование «человеческого капитала» в практике формирования открытых экономических и гражданских сред Социального инкубатора***, к которому можно применить почти все «адаптивные формы» благотворительности. В правовой сфере это решение применялось с давних времён, но получило массовое распространение только в XXвеке – посредством создания эндаументов или фондов целевого капитала. Так в 1555 году в Англии корпорация возчиков Лейта организовала «кассу взаимопомощи», получившую массовое распространение только в XX веке, представляющую нечто очень близкое к практике работы современных эндаумент-фондов. А в СССР «кассы взаимопомощи» были практически на каждом предприятии.
На первый взгляд, когда мы говорим об эндаументе – сформированной за счёт пожертвований части имущества некоммерческой организации, переданной в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций, то многие считают, что это слова об узконаправленной сфере деятельности филантропов и меценатов. Но это вовсе не так. Эти строки о новой форме экономических отношений, которые способны минимизировать потери общества и участников любых социальных процессов. Для наглядности такой благотворительной деятельности упомянём самый известный международный эндаумент-фонд, созданный в XIX веке – Нобелевский фонд. Так по завещанию Альфреда Нобеля средства, вырученные от продажи его собственности, были вложены в ценные бумаги, с процентов от прибыли которых теперь выдаются премии учёным – за выдающиеся достижения в науке, и общественным деятелям – за вклад в достижение и поддержку мира. По-существу, перед нами замкнутая экономическая система, способная к своей самостоятельной жизнедеятельности, то есть самоуправлению, позволяющая реализовывать любой социальный проект без участия государственных структур. Так же уместно вспомнить, что сегодня в США самыми известными стали целевые фонды Гарвардского, Йельского, Принстонского и Стэнфордского университетов. На сегодняшний день объём их целевого капитала составляет миллиарды долларов, в частности, эндаумент Гарвардского университета по итогам 2022 года составил 50,9 млрд. американских долларов.
Развивая эти технологии с использованием «человеческого капитала» и «социального инкубатора» мы получаем новые более эффективные социальные инструменты и возможности в самореализации и саморазвитии благотворительных, а значит, социальных проектов, в том числе бизнес-проектов. Ведь каждый из нас является собственником своего уникального «человеческого капитала», который, в конечном счёте, как раз и является связующим звеном, превращающим отдельных людей в единое согласное общество. Данная технология представлена в «Манифесте идеального Общества», сообщая, что цифровые технологии всё в большей степени становятся всеобщей реальностью, для чего достаточно взглянуть на свой коммуникатор или телефон. Сегодня обычное мобильное устройство для связи за двадцать лет превратилось из скромного телефонного аппарата в навигатор, банковский счёт, систему личной безопасности, почтовое отделение и многое другое. Но главное, что сегодня оно может стать персональным, то есть децентрализованным, хранилищем индивидуального «человеческого капитала» и пультом управления гражданской активности вашего Социального инкубатора. Так каждый из нас способен предложить себе, как активному участнику социального процесса, возможность оценки своей эффективности, трудовой и творческой ёмкости, а, следовательно, и экономического потенциала, одновременно не забывая сформировать благополучное будущее в формате запроса на максимально комфортную потребительскую корзину.
«Человеческий капитал» и эндаумент-фонд в форме Социального инкубатора легко соединимые части одного целого. Поэтому можно сказать, что сегодня мы стоим на самой границе преображения этих экономических механизмов, и в скором времени наше представление о деньгах и меновых процессах претерпит коренные изменения. Конечно, реализуемая в мире благотворительность не ограничивается этими инновационными методами работы. Сегодня мы имеем множество решений, пришедших к нам из XX века. Это брендирование товара с целью получения благотворительного пожертвования, работа добровольцев, социально-ориентированный бизнес, государственные субсидии для НКО и налоговые льготы для меценатов и благотворителей. Так же, это обретение социального влияния и «политической воли» посредством совершения добрых дел, позволяющих бизнесу получать сверхприбыль там, где её не могло бы и быть, если не осуществляемые ими добрые дела. И всё же целевой капитал – это наиболее эффективный и прозрачный механизм благотворительной деятельности. Так в России формирование целевых капиталов началось в 2007 году после принятия соответствующего федерального закона (N 275-ФЗ). Сегодня собственником целевого капитала может быть фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или любая религиозная организация. Однако такой собственник целевого капитала ограничен в своих уставных возможностях, поэтому, как правило, на практике создаётся специализированная организация управления целевым капиталом в форме фонда.
В российском законодательстве используется два схожих термина про эндаумент, один из которых «целевой капитал», второй – «фонд». Такое разделение позволяет некоммерческим организациям, которые не могут создать целевой капитал внутри организации, создавать их на базе фондов – специализированных площадок по управлению целевыми капиталами, без учреждения юридического лица. Целевой капитал – это часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счёт пожертвований или как перспектива из практики капитализации «человеческого капитала». В России целевой капитал считается сформированным, если его размер составляет 3 млн. рублей. Данный объем капитализированных средств практически ничтожен, когда мы говорим об оценке «человеческого капитала» и формировании Социального инкубатора, так как на сегодняшний день «человеческий капитал» одного гражданина может составлять от 12 до 200 млн. рублей. Кроме того, не стоит забывать, что некоммерческая организация (при ВУЗе, спортклубе, больнице, театре, музее и пр.) вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала, разместив аналог договора-оферты – стандартной формы договора пожертвования, способного перерасти в локальный Общественный договор. Учредителем такой специализированной организации управления целевым капиталом или фонда может выступить, как гражданин, так и юридическое лицо. Но надо понимать, что именно от управляющих компаний зависит эффективность инвестиционной деятельности фонда целевого капитала, в частности полученный объём прибыли от доверительного управления целевым капиталом.
Многие считают, что компании, которые тратят значительную часть выручки на пожертвования, а также всем коллективом участвуют в благотворительности и социальной работе, делают это только для поддержки имиджа или командного духа организации. На самом деле это не так. Если бизнесмен или сообщество единомышленников считают помощь нуждающимся важной частью своей жизни, то они будут стараться увеличивать свой вклад в решение социальных проблем и окружать себя такими же неравнодушными людьми. Когда мы формируем такой комплекс целевого капитала для поддержания конкретного социального проекта, то никакая «кредитная история» в использовании «человеческого капитала» будет не нужна. При внедрении этой макроэкономической теории в жизнь, при оценке и описании жизненного потенциала человека, который в нас вложила природа, семья, государство и общество, мы совершенно свободны в практике применения своего человеческого достояния. Капитализированных таким образом средств более чем достаточно для того, чтобы всем жить в благополучии и неизменной возможности быть успешными. «Человеческий капитал» в сочетании с эндаументом, то есть Социальным инкубатором, – вот живой инструмент социальной деятельности, который имеет не только потенциал, который обозначен его оценкой, но и возможность восполняемости посредством повышения людьми (участниками проекта) своих компетенций, здоровья или умений. Подобный инновационный подход возможен практически для каждой даже самой малой организации, позволяя ей расширить границы свои социальной и экономической деятельности. Так мы можем наполнить активностью не только отдельную спортивную секцию или частный театр, но и огромные национальные и международные федерации и высшие учебные заведения.
* - Человеческий капитал – это экономический и социальный потенциал самореализации человека в практике служения обществу: способность к труду, здоровому образу жизни, разумному воспроизводству численности населения, творческому преумножению технического, культурного, образовательного и духовного богатства цивилизации, складывающийся из совокупности материальных и нематериальных вложений в личность, аспектов эффективности и устойчивости этих вложений, определяющих экономический и социальный потенциал самореализации человека, и учёт соотношения экономического и социального потенциала самореализации человека с потенциальными потребностями личности.
** - Общественный договор – осознаваемая участниками социальных отношений децентрализованная коммуникация, основанная на свободном самовыражении человека в межличностной (в т.ч. семейной, дружеской), социальной, культурной, профессиональной и творческой среде, где каждый член Общества имеет равное право голоса в принятии коллективных решений с целью реализации взаимного добродетельного служения.
*** - Социальный инкубатор – комплексная система (Общественный договор) для решения социальных задач общества, включающая в себя ряд социальных децентрализованных инструментов прямого доступа для каждого человека.
По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8