Найти тему

Почему киберпанк невозможен при социализме

А вы никогда не задумывались, почему киберпанк такой крутой у американцев и у японцев? Правда недавно «выстрелил» французский киберпанк, в духе «Бегущего по лезвию», но обо всём по порядку.

Что такое киберпанк?

Киберпанк, это не когда проводы из головы торчат или вместо рук киберпротезы. Хотя эстетически, это так.

Киберпанк, это про духовное одиночество и подавление системой, противоборство системы, а ещё моральный упадок в обществе на фоне развитых технологий.

Киберпанк был придумал американскими фантастами, наибольшее распространение получил в Японии.

Но японский киберпанк, он такой, более яркий, так как пришёл через анимацию. Да, киберпанк стал прочно ассоциироваться с Японией, но расставим все точки над i.

Японский киберпанк, это больше про анимацию: «Призрак в доспехах», «Алита - боевой ангел», «Кибергород Эдо» и другие.

Киберпанк в кино и в книгах, это американцы.

«Терминатор», «Робокоп», «Особое мнение», «Джонни - мнемоник», «Киберпанк», «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Бегущий по лезвию», «Класс 1999» и многие другие вещи.

В меньшей степени киберпанк развит в Европе. Хотя были неплохие вещи как «Фантом-2040», вот недавно вышел «Марс экспресс».

А где же китайский киберпанк?

На фоне такого бурного роста технологий и жанра фантастики в Китае, мы не видим чего-то внятного у китайцев чего-то внятного в духе киберпанка.

Тому несколько причин:

1. Киберпанк - это критический взгляд на общество, переосмысление

2. Цензура. Очень банально, но в Китае она есть. Если обещство там и могут критиковать, то «загнивающее» американское. Несмотря на то, что колоссальное количество рабочих мест в Китае обеспечивает именно Америка

3. Недавний рост технологий, в сравнении с Японией или Штатами

Но ведь из соцстран фантастикой ещё мог похвастаться и СССР. Так где же советский киберпанк?

Почему в советской фантастике не появился киберпанк?

Сразу предупрежу, обожествляющим советские времена, эти аргументы не понравятся.

Многие, сравнивая советскую фантастику или китайскую с фантастикой американской или английской ссылаются на то, что, дескать, последняя всё о каких-то ужасах пишет, а вот советская «добрая» была.

Или ещё аргумент, что в западной культуре так много обличают недостатков тамошней системы.

То есть вы даже не задумывались никогда, почему в советской фантастике в социализме «всё хорошо», а «Запад загнивает»?

Вы сейчас поймёте почему:

1. Цифровизация общества

«В настоящее время положение в области электронной вычислительной техники в нашей стране крайне тяжёлое. Наше отставание от США и других капиталистических стран не только не сокращается, но резко увеличивается. Сейчас в США около 30000 ЭВМ, высоконадёжных, оснащённых необходимыми внешними устройствами и развитой системой математического обеспечения. Разработка и производство ЭВМ у нас до сих пор разобщены…»

Это выдержка из письма пионера отечественной кибернетики и информатики, ветерана Великой отечественной, ученого А. И. Китова, который еще в 1967 году направил Л. И. Брежневу аналитическую записку.

Подробнее здесь.

Наверное, всем ясно, что в обществе, где долгое время наличие телевизора считалось роскошью, вряд ли появится киберпанк или вообще что-то схожее, в ближайшем будущем.

2. Свобода. В социализме, как в Багдаде всё спокойно

Во-первых, цензура и идеология. Как в том же Китае нельзя поднимать определённые общественные проблемы, так и нельзя было делать в СССР. Хотя, я должен сказать, что китайская фантастика даже будет посмелее, в ней меньше морализаторства.

Почему же в капстранах так много проблем, писатели пишут о борьбе с системой, о подавлении личности, о технопессимизме.

Всё просто.

Речь идёт о банальной свободе.

Во-первых, ничего из «страшилок» в западной фантастике не сбылось, если говорить о том же западном обществе.

Тотальный контроль.

Паноптикум.

Социальный рейтинг.

Подобными новостями пестрил Китай. На самом деле и там не так всё кошмарно, как изобразили в СМИ, но, тем не менее. Любое социалистическое общество, это про тотальный контроль и авторитаризм. Диктаторы были и в капстранах, но если сравнивать, то страны соцлагеря прославились этим абсолютно все, исключений не было. Только разный уровень авторитаризма.

Подавление личности и индивида системой.

Борьба с системой.

Социальное давление и социальное расслоение. Общественное порицание.

Ничего не напоминает?

И речь не идёт о том, что в Штатах или в различных странах Запада, прямо уж такое свободное во всём общество. Сейчас там много обязаловки, касающейся политкорректности.

Но!

Критика общества, власти, это всё было и есть в западной культуре, особенно у англичан, французов, у американцев. Вы что-нибудь похожее у нас помните? Только в 90-е. В Китае? Не смешите меня.

Степень свободы как-раз и выражается в возможности критиковать и высказываться.

Да, в Америке много коррупции, там такие же продажные политики, они развязывали войны.

Но, в самой американской культуре, в книгах, в фильмах, в передачах об этом говорилось и говориться.

Я молчу про то как французы или британцы проезжаются по своим политикам, по органам власти.

Попробуйте в СССР или в наши дни назвать вези своими именами.

Вот отсюда и киберпанк - как критический взгляд на будущее и настоящее.

Не забываем подписываться на ТГ-канал и VK