"Варвара-краса, длинная коса" (реж. А. Роу, 1970)
Любила я этот фильм в детстве. Особенно мне был по душе персонаж Георгия Милляра – Чудо-Юдо. Но и Варвара мне нравилась! В отличие от малахольной Настеньки, которая в детстве меня несколько подбешивала, Варвара казалась мне девицей с характером, достойной всяческого уважения. Пара Варвара – Андрей-рыбацкий сын оценивалась мною как красивая, и этого вполне было достаточно.
Расставшись с детской непосредственностью, я посмотрела на Варвару несколько иначе.
Ладно, красота – понятие субъективное. Думаю, найдется много зрителей, кто и сейчас скажет, что Варвара хороша. Глазки сильно уж таращит, но в эстетике фильма даже это выглядит весьма органично. В общем, к красоте вопросов нет. Даже не удивительно, что Андрей засмотрелся, залюбовался.
А вот характер уже вызывает вопросы. Сводится он к своеволию и капризам, внутреннего стержня там особо не наблюдается. Ну, а перечить отцу может любая инфантильная особа любого возраста.
Варвара высокомерна. Она принадлежит к той неприятной категории людей (к которой я с некоторомы оговорками могу отнести, например, и себя), для которых высокомерие не защитная реакция, а естественное состояние души. Нет, они не смотрят на других сверху вниз. Они вообще на других не смотрят. Они порой застревают в своей системе координат и не способны посмотреть на мир с другой колокольни.
Например, человек спортивный, атлетичный, стройный искренне удивляется, почему его полный друг не похудеет. А уверенный в себе "преследователь" диву дается, почему его родственник до сих пор не послал подальше прямым текстом своего босса. Обладатель мелкого жемчуга не может взять в толк, отчего у кого-то суп пустой. Ну, и etc. Варвара, судя по всему, давно знает свою нянюшку. Возможно, даже выросла с ней, а, значит, знает ее возможности и способности. Тем не менее, Варвара удивляется, а чего это няня-неволшебница голубкой-то не обернулась?! Это же так, тьфу, раз плюнуть.
Отдельная тема – внутренние ресурсы Варвары. Использовать их адекватно, по назначению, конструктивно у юной волшебницы не получается. Можно предположить, что волшебные способности Варвары выдающиеся. И как она ими распоряжается? То мышью прикинется, то белкой. Ну, если сильно надо ковер сотворит.
Я понимаю, что у сказочной реальности своя логика и свои законы, но здесь даже по сказочным меркам концы с концами не сходятся. Имея возможность обернуться голубкой (и своего спутника заколдовать тоже), Варвара в основном бегает по лесу на своих двоих и не может перебраться через реку без помощи медвежат-паромщиков. И это тот человек, который говорил нянюшке, что это она не обернулась голубкой и не улетела?!
У Варвары нет собственного мнения, собственных желаний, мечтаний, планов, да и вообще своего "Я". Услышав от няни трогательную историю любви, Варвара просто присваивает себе чужие идеалы. И так как собственные она породить не в состоянии, то пределом ее мечтаний становится болезненное шатание по лесу в состоянии влюбленности. Модель отношений няни с "Василёчком" явно токсичная (вряд ли адекватная девушка кидается топиться после первой же неудачной любовной истории). Но инфантильную Варвару такой расклад привлекает.
Самое негативное в личности Варвары-красы, на мой взгляд, то, что ей скучно. Ей по жизни скучно. Ей с собой скучно. И это, в принципе, логично и закономерно, как следствие предыдущих пунктов. У человека нет ни цели, ни увлечений, ни саморазвития, ни мнения... как ей скучно-то с собой не будет?! Поначалу Андрею достаточно будет смотреть на свою красавицу (и не только смотреть). А потом? Возможно, ему это никогда не надоест. Дай бог! Но поговаривают, что период влюбленности длится не так, чтобы очень долго. Как правило, если человеку с собой скучно, то и другому с ним тоже будет скучно (рано или поздно).
Варвара пытается развлечься, осваивая вязание. Но на это надежды мало. Ну, есть женщины, не склонные к рукоделию. Бывает, мешок ниток, пряжи перепортят, а шить, вышивать, вязать так и не научаются. Варвара явно не из рукодельниц. И не из домохозяек. Перебесится и начнет опять волшебством промышлять – ковры ткать, вкусности всякие готовить.
Добавим сюда то, что, сбежав от отца, Варвара лишилась приданого в размере половины царства (а далее и наследства). Для нее как для невесты это опять же минус. Ближайшее будущее представляется малопривлекательным.
Впрочем, всё еще может сложиться хорошо. Идеальный вариант: царь избавляется от "увальня", на трон садит-таки Андрея-рыбацкого сына, Варвара оказывается в привычной для нее роли царевны, продолжает развлекаться тем, что превращается в белку. Готовить, шить, убирать ей теперь по статусу не положено. Андрей ведет активную социальную жизнь и смотрит сквозь пальцы на прихоти своей супруги.
При всех других вариантах развития событий хэппи-энд вызывает сильные сомнения. Варвара наверняка попробует выносить мужу мозг, но это вряд ли то развлечение, которое Андрею будет по вкусу. И, кто знает, может Вар-вар-вар-вара даже к папеньке еще вернется.