Все сонаты Бетховена, вечер первый
Людвиг ван Бетховен - один из величайших мастеров сонаты, благодаря которому она покинула комнату для домашнего музицирования и плотно обосновалась в концертной программе пианистов. Как говорят некоторые музыковеды, по сонатам Бетховена (всего их 32) можно проследить всю эволюцию его творческого пути, а последняя 32-я соната так же подвела итог его фортепианной музыки, как 9-я симфония - музыки симфонической.
Тем замечательнее, что известный пианист Борис Березовский решил показать развитие сонатного жанра у Бетховена московской публике целиком. В течение двух сезонов он планирует сыграть все сонаты Бетховена в хронологической последовательности. Первый концерт цикла, на котором были исполнены первые шесть сонат, состоялся 13 сентября в КЗ имени Чайковского.
Музыканта в первую очередь нужно похвалить за щедрость и уважение к своему зрителю. Концерт состоял из трех полноценных отделений, в которых помимо Бетховена были исполнены и пьесы и этюды других композиторов. Это было очень удачное решение - таким образом сонаты не смешались в одно произведение из более чем 20 частей. Были исполнены этюды Мендельсона, пьесы из сюиты Прокофьева из Ромео и Джульетты, вальс Крейцера - Рахманинова. Вся программа была сыграна на очень высоком уровне, без снижения планки качества даже когда на часах была уже половина одиннадцатого.
С точки зрения физических сил формат, конечно, совсем непростой, особенно в будний день после рабочего дня. Непрост он был и для пианиста, который после второго отделения честно признался, что переоценил свои силы, но доиграет концерт до конца, а публика, который нужно домой, без всяких обид с его стороны может уходить и досмотреть концерт в трансляции. Надо сказать, что этому совету последовало чуть менее половины зала, что говорит об очень высоком уровне публики.
С точки зрения собственно сонат Бетховена эксперимент оказался очень показательным. Видно, как композитор искал свой стиль и шел от подражания великим предшественникам (первые три сонаты прямо посвящены Гайдну, пути Бетховена с которым потом разошлись) к своей собственной драматургии и гармонии. Например, в ранних сонатах очень часто недокручен финал, а в более поздних, ещё и более коротких - все на месте и все логично. А также можно увидеть как в целом менялся жанр сонаты - от четырехчастной формы, которая сохранилась у симфонии, к трехчастной форме, близкой к концерту, - и постараться последить за экспозицией и разработкой в первой части.
Запись доступна по ссылке - https://meloman.ru/concert/kzch-2023-09-13/?ysclid=lmw141hayc410172879
#слушаеммузыку