Найти тему
Изучаю людей

Эхолалия - отчего возникает и опасна ли

Эхолалия... Многие знакомы с этим страшным словом. Так ли оно страшно? Давайте разберемся. 

Начнем, как обычно, с определения. Эхолалия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

Эхолалия бывает полная и частичная - без понимания речи и с пониманием. Немедленная и отсроченная - повторение только что услышанного, либо повторение того, что было услышано когда-либо.

Эхолалия - такая штука, которая, вроде бы, однозначно имеет отношение только к патологии, наблюдаясь при разных неврологических состояниях и психических болезнях - аутизме, шизофрении, синдроме Ретта и других. На самом же деле эхолалия наблюдается и в норме до четырехлетнего возраста - ребенок ещё только усваивает речь, часто затрудняется с подбором подходящего ответа, и его естественный механизм развития - подражание, пытается найти выход через повторение речи взрослого, по принципу "взрослый плохого не посоветует". Четыре года - крайний срок, верхняя граница, обычно физиологические эхолалии исчезают у детей к 2,5-3 годам. 

Какой из этого можно сделать вывод номер один? Эхолалия в ряде случаев нормальна.

Вывод два - если у ребенка есть задержка развития любой этиологии, когда его развитие соответствует вне зависимости от паспортного возраста, например 2-3 годам, наличие эхолалии скорее правило, чем исключение.

И, наконец, вывод три - если ребенок подражает речи взрослого, значит он этого взрослого в принципе на своей орбите замечает. Хоть краем уха, но воспринимает как достаточно важный объект. И это уже достижение! Правда тут надо смотреть, точно ли ребенок повторяет речь взрослых либо сверстников, а не, допустим, гудение пылесоса, или тексты мультфильмов. С мультфильмами, кстати, интересно, давайте на них приостановимся.

У детей с аутизмом сама эта базовая функция - замечать человека как источник знаний и помощи в этом мире - сломана. Наблюдали, наверное, ситуацию, когда ребенок с РАС, желая получить что-то с верхней полки шкафа, двигает стол, на стол ставит стул и вообще проявляет чудеса изобретательности в стиле "такой умный и такой вредный, даже не попросит". Он не вредный, и не просит не потому, что не хочет, а потому, что не умеет! Даже идеи у него не возникает, что можно просить! Что вы для него - источник помощи. И источник обучения. Многие дети с аутизмом не видят людей, зато очень даже видят предметы, и пытаются обучиться через них - особенно через смартфон ловко получается, там мгновенный ответ на действие. И - через телевизор. Часто ребенок эхолалит фразами из песенок, мультиков или передач. Плохо ли это? А надо смотреть. 

Конечно, обучение естественным путем, от человека к человеку, наиболее эффективно. Наша цивилизация, конечно, очень старается, но искусственный интеллект пока и есть искусственный, а нейросеть упорно рисует шестипалых гоблинов. Обучение через смартфон и мультики действительно происходит, действительно это обучение, ребенок действительно приобретает новые знания и этим путем тоже. И в ситуации с детьми с аутизмом это часто единственный путь, если мы не научили иначе. Очень часто, выучив фразы из мультиков, дети начинают применять их вполне к месту, так, например, одна девочка с крайне ограниченным пониманием речи, тем не менее в дискомфортной ситуации призывала на помощь Аркадия Паровозова, и это для нее было вполне себе достижением. Сообразила же! Поэтому прежде чем рвать на себе волосы, стенать и отбирать гаджеты, давайте посмотрим на ребенка. Он по-другому умеет вообще? Сама эта базовая функция организма - сохранена ли? Не получится ли так, что отобрав несовершенный способ обучения, мы не сможем ничего предложить взамен?

Поэтому - эхолалия из мультиков тоже не так страшна, как малюют. Вы главное контролируйте, точно ли ребенок с особым развитием, либо эхолалит Паровозовыми просто потому, что живым людям вокруг него - не до него? Всегда помните, что да, через гаджет обучение возможно. Но это всегда обучение до уровня ниже нормы. Оно вам надо, если у вас изначально норма?

Возвращаемся к нашей эхолалии. В поведенческом подходе к речи есть такой термин - эхо-навык. Навык. То есть этому ещё и научиться надо. То есть бывают ситуации, когда этот навык не освоен, и это хуже, чем когда освоен. Когда не освоен - это спонтанная вокализация, то есть ребенок не повторяет за вами и за чем-либо ещё, он просто ходит и поет - аааа, ииии. Кстати отсроченная эхолалия в поведенческом подходе тоже скорее спонтанная вокализация, чем эхо-навык - если ребенок услышал песенку про синий трактор вчера, а поет сегодня - это не эхо навык. Эхо-навык - это когда вы А и ребенок А, и именно эхо-навык важнейшая ступень к обучению речи вообще. Скажи А! Скажи Мама! Скажи Мама дай! Если эхо-навыка нет, нельзя учить и просьбе, и наименованию, и ответу на вопросы. Спонтанная вокализация на то и спонтанная, что с ней ничего особо в плане обучения не сделать.

Но. Бывает ведь что даже спонтанной вокализации нет. Просто молчит как рыбка, и все. Или мычит. Тогда мы эту спонтанную вокализацию тоже вызываем. Ставим звуки механически, растормаживаем, делаем ребенка из молчащего звучащим, и потом выводим спонтанное в эхо. То есть смотрите, три ступени нам до эхо. То есть не такая уж ненужная штука эта эхолалия. 

И тут схватились за голову те мамы, у которых синий трактор в эфире радиоПетя 24/7, это ж умереть можно. Что с этим делать? Делать можно и нужно, конечно. Во-первых, формировать настоящий эхо-навык. Во-вторых, развивать понимание речи, чем больше ребенок будет понимать, тем больше использовать речь не только в качестве эха, а пусть стереотипные фразы, но к месту и в диалоге. И в третьих, подкреплять альтернативное поведение, в вашем случае иногда вознаграждать молчание. Работа долгая и непростая, но вполне реальная.

Автор Ольга Мордашова , логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Приобрести вебинар, курс, записаться на консультацию можно здесь

Система речи

Пообщаться с автором, задать вопрос - на канале

Не только логопед. Ольга Мордашова

Найти специалиста для ребенка, разместить предложение своих услуг можно на канале вакансий

Лого- нейро- психо- вакансии