Найти тему

История шоу - бизнеса. 1987-й: как группа "Алиса" выпила весь коньяк Челябинска и открыла эру шоу-бизнеса в России. Часть 1

Заработки артистов СССР были строго регламентированы, ставка разнилась в зависимости от госнаград, любви чиновников и популярности артиста. Деньги выплачивались в качестве гонорара за концерт, и в месяц получалось немногим больше зарплаты токаря, за исключением суперзвезд, таких как Пугачева, Ротару.

Заработать и прорваться к большой сцене молодым было сложно. Мафия в лице авторитетных певцов и чиновников открывала калитку редко, а цензура строго контролировала репертуар. Молодых музыкантов давил "Госконцерт" с его монопольным правом проводить концерты в стране и утвержденными мизерными гонорарами. А с другой стороны давила фирма "Мелодия" с монопольным правом выпускать пластинки и решать, кто их достоин.

СССР видел из года в год Льва Лещенко, а молодые артисты не могли прорваться наверх
СССР видел из года в год Льва Лещенко, а молодые артисты не могли прорваться наверх

Поэтому не случайно, что черный нал, криминал и коммерческие концерты - все что называется шоу-бизнес, появились в самой юной и запрещенной в СССР музыкальной отрасли: в рок-музыке. Ибо рокерам по всем советским законам ничего не светило, этих волосатых парней в косухах никогда бы не пустили в "Голубой Огонек" к Кобзону и Пьехе, не дали бы провести ни один концерт.

С 1985 года когда пришел к власти Горбачев, появились первые нелегальные квартирники бардов/рокеров и первые нелегальные гонорары в конвертах. Но это был жесткий криминал, за который и при Горбачеве можно было сесть. Выплатить артистам легальный гонорар было нельзя, и не каждый рокер соглашался на нелегал под угрозой решетки.

Но ушлые челябинцы и безбашенная группа "Алиса" сломали систему и открыли в челябинском цирке историю отечественного шоу-бизнеса. Вот как это произошло.

Квартирники и нелегальные концерты появились впервые в рок-музыке
Квартирники и нелегальные концерты появились впервые в рок-музыке

Новый закон "О кооперации", что позволил в СССР начать бизнес и не сесть в тюрьму, открыл глаза группе молодых челябинцев, мечтавших заработать на концертах популярных, но полулегальных групп. Это пока было невскрытое глубокое денежное поле: все до дыр заездили кассеты "Кино", и "Гребенщикова" но никто их в живую не видел, и крайне хотел.

3 сметливых комсомольца: директор дома молодежи, инструктор обкома ВЛКСМ, чиновник областного управления культуры, и бывший милиционер основали кооператив "Творчество", где нашли лазейку, как обойти монополию "Госконцерта". Они стали организовывать "творческие вечера" избегая слово "концерт". Так кооператоры смогли обойти закон.

Свой первый "творческий вечер", а по сути концерт осенью 1987 года они подготовили с размахом. Хедлайнером в местном цирке должен был выступить крайне популярный "Аквариум", 8000 билетов по 8 рублей на 4 концерта были проданы за день, собрав комсомольцам неслыханные 64 000 рублей.

Комсомольцы Челябинска по сути и создали русский шоу-бизнес
Комсомольцы Челябинска по сути и создали русский шоу-бизнес

"Госконцерт" не мог запретить "творческий вечер", про него в законе ничего не было сказано кроме того кооператорам помогла крыша в лице обкома ВЛКСМ. Но "Госконцерт" надавил на самого Гребенщикова простым выбором: либо твой "Аквариум" едет на гастроли в США (из предыдущей статьи, ссылка в конце), либо в челябинский цирк. Выбор Бориса был очевиден, кооператоры остались ни с чем.

Ситуация сложилась аховая, прямо как в фильме "12 стульев": "Здесь Паша понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами". 48 часов до начала концертов. , 8 тысяч буйных неформалов хотят столичных рокеров и уже закупились портвейном. Неформалы готовы брать штурмом цирк, обком, Кремль или что скажут, в случае проблем.

А сам цирк проплачен, аппаратура арендована, оплачены люксы в местной гостинице "Малахит" с длинногими девицами для дорогих гостей. Кооператорам был нужен быстрый выход и достойная замена. И тут комсомольцам повезло - жена Виктора Цоя Марьяна, которую они знали, предложила заменить "Аквариум" на набирающую популярность группу "Алиса".

Креативный и пугающий Костя Кинчев мог бы заменить "Аквариум", но надо его уговорить
Креативный и пугающий Костя Кинчев мог бы заменить "Аквариум", но надо его уговорить

Группа играла программу «БлокАда», со смелыми текстами за жизнь, перемены и против совка. Ее новый солист Костя Кинчев прыгал по сцене в черной майке с черепом и в алом длинном шарфе, принимал героические позы и водил подкрашенными глазами на радость толпе. Но "Алису" надо еще уговорить, ибо недавно всех ее музыкантов сильно поколотила ленинградская милиция.

И взяв ящик коньяка, черную икру, стерлядь и рюкзак красных карбованцев с портретом Ленина два начальника кооператива срочно летят в Ленинград. За сутки до начала оплаченных народов концертов...

Часть 2:

Предыдущая глава:

Благодарен за подписку/лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассники

Лукинский I ИсторияАвторский канал историка и писателя Алексея Лукинского. Связь: allexluk@yandex.ru Все книги и группы: