Для начала вспомним, что Древний Восток — это не какая-то определенная область. Это понятие историко-культурное и охватывает такие государства, как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай и Древняя Индия. И в каждой из этих цивилизаций были свои устоявшиеся нормы, правила поведения и законы. Однако древневосточное право можно охарактеризовать и в целом - общими чертами.
Пожалуй, одна из самых главных характеристик – это тесная связь права с религией. В любых древних государствах религия занимала важную часть жизни людей. А в странах Древнего Востока, где формой правления была восточная деспотия, так и тем более.
На верхушке социальной иерархии находились жрецы, которые проповедовали такой уклад жизни, где нужно было подчиняться религиозным нормам. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Люди, объединившиеся вокруг храма, составляли храмовую общину. Так что на основе религиозных норм строились правовые.
Следуя из этого, право также было консервативным. Оно переплеталось с древними обычаями и традициями, следовательно очень долгое время не менялось и не развивалось, что придавало застойный характер. Правовое положение человека определялось прежде всего его принадлежностью к сословию, т.е. его происхождением, а индивидуальная свобода не признавалась.
Это хорошо отражено на примере общества Древней Индии, которое было разделено на замкнутые социальные группы – варны.
На ряду с этим, древневосточное право было недифференцированное. Это значит, что оно не делилось на отрасли права как сейчас (уголовное, гражданское, административное и т.д.); не делилось на правовые институты; не было четких правовых понятий, одним словом, оно было неразвито. Понятия правонарушения и преступления не разграничивались. Гражданский процесс не отделялся от уголовного. При определении наказания не различались умысел и неосторожность и т.д.
В отдельных областях следует выделить жестокость наказаний, как характерную черту. Например, широко были распространены ордалии. Это способ выяснения правоты или виновности человека путем «суда божьего». Например, испытания огнем или водой. Если человек выдерживал испытание, значит считалось, что бог его не наказывал, и он ен виновен.
А еще активно использовался принцип талиона - наказание «равным за равное». Это как раз то самое «око за око, зуб за зуб».
Виды талионов:
1. типичный (например, если человек выколол кому-то глаз, то и ему выколят глаз)
2. зеркальный (если человек повредил правую руку, то ему повреждали левую)
3. опосредованный (случай, когда кто-то другой несет ответственность за нарушителя)
4. символический
Наказания также были простыми (когда одно определенное наказание назначалось) и квалифицированные (когда несколько наказаний сразу).
Но при всем при этом, эти обычаи и нормы регулировали жизнь в обществе, и страны древнего мира были достаточно могущественными государствами. Но откуда брались эти нормы?
В Древнем Египте источником права были инструкции и распоряжения фараонов, древние обычаи, предписания. В Месопотамии был создан целый сборник законов одним из царей, названный в его честь. Он так и называется – Законы Хаммурапи. Сборник состоит из трех частей: введения, 282 статей и обширного заключения. Источниками законов Хаммурапи являются: обычное право, шумерские судебники, нововавилонское законодательство, хеттские законы.
В Древней Индии правовые нормы содержались в священных предписаниях - джармашастры. Но главный памятник древнеиндийского права были Законы Ману. Это тоже сборник норм, правил, определявших поведение древних индусов в их повседневной жизни.