Найти тему

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ В МИКСЕ

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ В МИКСЕ

Чтобы добиться открытого, чистого и широкого звучания музыки, необходимо овладеть искусством панорамирования. В этой статье я раскрою несколько секретов о том, как панорамировать инструменты в миксе.

Панорамирование звука очень важно при сведении, поскольку оно помогает инструментам и вокалу занять свое собственное пространство. Оно позволяет предотвратить наложение инструментов друг на друга и уменьшить маскировку.

При творческом подходе панорамирование может придать звучанию дополнительную динамику.

Однако следует быть осторожным, поскольку при неправильном использовании панорамирование может привести к разбалансировке стереоизображения.

Вы же не хотите получить в итоге микс с перевесом правого и левого каналов, так как это испортит впечатление от прослушивания.

Поэтому хороший баланс очень важен.

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПАНОРАМИРОВАТЬ

Лучше всего панорамировать наиболее важные инструменты и вокал в центре, чтобы они оставались на переднем плане в миксе. Панорамирование влево или вправо может привести к тому, что при воспроизведении на различных звуковых устройствах они будут звучать тише.

Поэтому панорамирование по центру обеспечивает стабильное звучание вне зависимости от системы воспроизведения или окружения.

Как правило, такие звуки, как ударные, бас, вокал и основные клавиши/гитара, располагаются в центре стереоизображения. Затем остальные вспомогательные инструменты и вокал панорамируются влево или вправо, чтобы заполнить стереополе и придать композиции трехмерность.

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ В МИКСЕ

Панорамирование инструментов - это скорее искусство, а не наука. Как и в любом искусстве, здесь нет правил.

Но есть несколько рекомендаций, которым можно следовать, чтобы не получить странный звук, отталкивающий людей.

Вот несколько приемов, которые можно использовать, чтобы получить широко звучащий и хорошо сбалансированный микс.

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ БАРАБАНЫ

Существует два способа панорамирования барабанов. С точки зрения зрителя и барабанщика. Так, с точки зрения барабанщика, хай-хэт будет находиться слева, а напольный том - справа. С точки зрения зрителя все будет наоборот.

Выбор того или иного варианта зависит от записи.

Можно просто прослушать оверхеды, чтобы понять, откуда звучит хай-хэт - из левого или правого канала.

Это также применимо, если вы используете VST-инструменты, такие как Superior Drummer, солирующие накладные или комнатные микрофоны. Прислушайтесь к этим двум микрофонам и выполните точное панорамирование.

Если вы не будете следить за панорамированием накладных микрофонов, у вас возникнут проблемы с фазой.

Если нет ни комнатных, ни подвесных микрофонов, придется выбирать то, что лучше всего звучит в данной композиции. Решения по панорамированию должны дополнять остальные инструменты.

Это относится и к электронным барабанам в таких жанрах, как EDM, trap, pop и т.д. Когда речь идет о таких жанрах, нет правильного или неправильного решения.

Но для сохранения сбалансированного стереоизображения необходимо панорамировать звуки, дополняющие друг друга. Например, если в песне есть хай-хэт и тамбурин, то панорамируйте их отдельно, это даст сбалансированное звучание.

Таким образом, при продюсировании или записи ударных всегда следует помнить о панорамировании.

Если вы свели песню, в которой есть только хай-хэт, не бойтесь добавить шейкер, чтобы сбалансировать стереополе.

Если музыкантам это не нравится, придумайте креативные способы добиться хорошего баланса, например, использовать задержку "пинг-понг".

Такие звуки, как бочка и малый барабан обычно располагают в центре, чтобы они выделялись в миксе.

Остальная часть ударной установки может быть отклонена влево или вправо, чтобы барабаны звучали шире и интереснее.

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ ГИТАРЫ

Панорамирование гитар в миксе определяется тем, играют ли они аккорды или отдельные ноты, а также тем, насколько важны гитары в данном конкретном миксе.

Если это основная гитара, которая играет аккорды на протяжении всей песни, то имеет смысл держать ее в центре.

Это поможет сохранить ее передний план и доминирующее положение в песне. Если ее развернуть влево или вправо, это будет звучать странно, а центр будет звучать пустовато. Если только это не стопка гитар, а одна дорожка.

Если это несколько гитар, то их можно панорамировать, но в основном вам понадобится та, которая находится в центре, чтобы аккорды были слышны в монофонических системах воспроизведения. Опять же, когда вы записываете или продюсируете, вы всегда должны помнить о панорамировании.

Если у вас есть только одна гитара, которая не играет аккорды, а только мелодию, соло или ритм, то вам нужно найти в миксе другой звук, который будет дополнять гитару.

Это может быть фортепиано, синтезатор и т.д. Этот звук нужен для балансировки стереополя. Так, если вы панорамируете гитару влево на 30%, то целесообразно панорамировать другой инструмент вправо на 30%.

Вам понадобится другой звук, дополняющий гитару, иначе микс может звучать тяжело и неприятно для слушателя, особенно если он использует наушники.

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ СЛОИ ГИТАР

Когда речь идет о панорамировании слоев гитар, то это зависит от количества слоев, поскольку для получения большого звука один из них должен оставаться в центре.

Поэтому при записи рекомендуется использовать нечетное количество слоев (3, 5, 7 и т.д.).

Например, если у вас 3 гитары, то панорамируйте две из них влево и вправо, а одну оставляйте в центре. Это позволит получить более полный звук.

Если вы читаете эту статью, но у вас четное количество слоев, например, 4, то панорамируйте два из них по отдельности, один оставляйте в центре, а с четвертым обращайтесь как с параллельной дорожкой.

Она должна оставаться в центре, но с ней можно поступить творчески, перенасытив ее или сильно сжав, сделав широкой и т.д. Однако, если вы сводите плотный микс, лучше просто удалить его.

Насколько далеко следует панорамировать гитары?

Это зависит от остального инструментария и вокала. Если фоновый вокал панорамирован на 100% влево и вправо, то гитары целесообразно панорамировать на 80%, чтобы они не боролись за одно пространство с вокалом.

Это относится и ко всем остальным дорожкам в миксе.

Стереоизображение достаточно велико для всех звуков в миксе, поэтому заполняйте его как можно больше, не создавая беспорядка.

Не бойтесь удалять другие слои, чтобы освободить место для остального инструментария. То, что звук был записан, не означает, что он всегда должен использоваться в миксе.

Если гитары звучат полнее с тремя стеками, то больше не нужно, потому что в итоге получится много грязи и маскировки.

Таким образом, не существует правила о том, насколько далеко следует панорамировать гитары. Все зависит от того, как вы расположили другие звуки в миксе, а затем найдите место, где гитара будет доминировать.

Куда следует панорамировать гитарное соло?

Гитарное соло обычно панорамируется в центре микса, если нет вокала, сопровождающего его.

В некоторых ситуациях, когда вокал есть, его можно оставить в центре, если нет других звуков, которые можно было бы использовать для баланса левого и правого каналов. Но его нужно будет расширить, чтобы он не занимал одно пространство с вокалом или другими основными инструментами (ударными, басом и т.д.).

Поэтому при панорамировании гитарного соло вам понадобится еще один инструмент, чтобы стереоизображение оставалось сбалансированным, иначе песня будет звучать с перекосом вправо-влево.

Можно также проявить творческий подход, панорамируя соло (возможно, слева), а затем используя эффект задержки ping-pong для заполнения другой стороны.

КАК ПАНОРАМИРОВАТЬ БАС

Бас обычно располагают в центре, чтобы он оставался мощным и пробивным в миксе. Это традиционно делается, чтобы низкие частоты хорошо передавались независимо от места звучания песни.

ПОДСКАЗКА ПО ПАНОРАМИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ

Вот общая схема панорамирования

Бочка, бас, малый барабан и ведущий вокал = центр

Аккорды (клавиши, синтезатор, гитара, фортепиано и т.д.) = центр

Тарелки (райд, крэш и т.д.) = панорамирование влево и вправо

Томы = Панорамирование влево и вправо

Фоновый вокал = Панорамирование влево и вправо

Однонотная гитара, синтезатор, фортепиано и т.д. = Панорамирование влево и вправо

Духовые (саксофон, труба, тромбон и т.д.) = Панорамирование влево и вправо

Деревянные духовые (флейта, пикколо, кларнет и т.д.) = Панорамирование влево и вправо

Струнные (скрипка, виолончель и т.д.) = панорамирование влево и вправо

Обратите внимание, что когда я говорю, что вы можете панорамировать влево и вправо, вам потребуется дополнительный инструмент.

Например, если скрипка панорамирована влево, то для баланса стереополя хорошо бы подключить альт с другой стороны.

Иногда звуки, не относящиеся к одному семейству инструментов, могут дополнять друг друга. Это может быть синтезатор + саксофон, фортепиано + гитара, труба + кларнет и т.д.

Речь идет не столько о конкретном семействе звуков, сколько о поиске правильного баланса. То есть вы работаете с тем, что у вас есть в миксе, и добиваетесь того, чтобы все это хорошо сочеталось и доставляло слушателю удовольствие.

Единственное, что значительно облегчает панорамирование в миксе - это подумать об этом во время записи, звукового оформления или производства.

Не бойтесь добавить несколько своих звуков при сведении, чтобы сбалансировать стереокартину.

Не забывайте помещать все инструменты в свое пространство стереополя.

На этом всё, спасибо!

Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети

Послушать работы здесь ⬇️

https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000