💬 ..."Иван Иваныч, Петр Петрович и еще тысячи людей, чьи имена повторяют отчества - уникальное явление, которое присуще исключительно русскому миру"...
Добрый день друзья!
После серии достаточно тяжелых для меня статей, хочу немного отдохнуть, не загружая голову сложными темами. Да и обстановка, я уже несколько дней нахожусь в стационаре, ну никак не располагает к работе.
Поэтому я предлагаю сегодня немного отвлечься и поговорить на нейтральную тему, например, о русском имени и отчестве, но не просто, а о повторяющемся, когда сына называют в честь отца, например, Семен Семеныч...
А так же, ваш сосед Иван Иваныч, директор школы Петр Петрович и еще сотни и тысячи вариантов имени-отчества, когда одно повторяет другое - это уникальное, в мировой практике явление, которое присуще исключительно русскому миру.
Больше подобного нет нигде! Сомневающиеся могут проверить...
Нигде в мире, кроме как в России и окружающих ее странах, в которых русская культура имела максимально сильное влияние, вы не найдете такой системы идентификации человека, как фамилия, имя и отчество.
Нечто подобное можно увидеть в Исландии, но в этой стране отчество выполняет роль фамилии, а это совершенно другая система, не имеющая ничего общего с русской традицией имени и отчества.
Я может быть кого-то удивлю, но в России имя-отчество массово вошло в обиход не так уж и давно. Еще каких-то два-три века назад наши пращуры были Ивашками и Петрушками, особо уважаемого человека могли величать Иваном или Петром, но по отчеству, нет! Это была привилегия статуса, бояр и дворян.
Уверен, вы не будете спорить, что в какой-то мере статусный атавизм имени и отчества сохранился и в наши дни. Обращение по имени-отчеству принято в том случае, когда человек добился определенного положения в обществе.
Как минимум он уже вырос из детских подгузников и отрастил усы. В России малышей не принято величать "по батюшке", лишь шутя.
Ну да ладно, вернемся к древней русской традиции называть сына в честь отца. Вы удивитесь, но это славянский, еще дохристианский обычай, против которого церковь активно боролась, но так и не смогла его искоренить, не вышло.
Хотя пытались, активно прививая обычай называть родившихся детей не абы как, а исключительно в честь святых, чьи имена, в большинстве случаев, не имели ничего общего со славянским миром.
Именно так появились на Руси библейские имена, такие как Иван, Авдей, Гавриил, Еремей, Михаил и еще и сотни, если не тысячи. Кстати, Семен, это тоже библейское имя, вариация еврейского имени Шимон.
Если ребенок был назван родителями не в честь святого, а по собственному разумению, при крещении ему, в обязательном порядке, имя менялось, как правило на имя ближайшего ко дню крещения дня почитания того или иного святого. Именно поэтому именины и день рождения, это не одно и то же.
Тем не менее, вопреки желанию церкви, на Руси всегда было много людей, названных в честь своих отцов, так как же так?
Дело в том, что испокон веков славяне называли сына в честь отца в том случае, если он рождался после того, как отец умер. Конечно, встречались исключения, но если бы вы жили, например, в IX или X веке и встретили бы человека, которого звали так же, как и его отца, то скорее всего, что своего отца этот человек никогда не видел.
Этот обычай прошел сквозь века, после каждого крупного военного конфликта, количество сыновей с именами отцов резко возрастало. Это отчетливо прослеживается, когда изучаешь старые метрические книги.
Именно поэтому больше всего Семен Семенычей и Петров Петровичей появилось на свет во время и после Великой Отечественной войны. Можете проверить, если никогда не обращали на это внимание.
Уверяю вас, у большей части людей, рожденных в это время и названных в честь своих отцов, отцы с фронта не вернулись или считались погибшими. Это, кстати, стало причиной того, что в наше время традиция называть сына в честь погибшего отца позабылась.
Это произошло потому, что после окончания войны, количество людей, получивших свои имена в честь павших отцов, было таким огромным, что подобные имена-отчества, ранее встречающиеся не так часто, стали привычной нормой для страны, буквально за одно поколение людей.
Важно понимать, что традиция, это не закон. Чьи-то дедушки и прадедушки вполне себе могли быть названы в честь своих отцов при живых отцах.
Это никак не отменяет то, о чем я говорю - после каждой серьезной войны в России всегда рождалось много мальчиков, которых называли в честь их невернувшихся домой отцов.
С уважением, Лев Валерьевич.