Этот фильм вышел в 1983 году. Интересен он прежде всего тем, что представляет собой первую советскую экранизацию детектива Агаты Кристи. Именно тогда на отечественном экране появилась великолепная мисс Марпл. Советских зрителей заинтересовал детективный сюжет, тем более что сам роман к тому времени был русским читателям практически незнаком. Да и называется роман иначе – «Карман, полный ржи». Сюжет, как это часто бывает у Королевы детектива, обыгрывает английский детский стишок. В экранизации связь с фольклором была утрачена. И фильм получил мрачное название, типично детективное: «Тайна Чёрных дроздов»
Здравствуйте!
За всё время существования отечественного кинематографа было снято всего пять фильмов по романам Агаты Кристи. И лишь в одном из них действует мисс Марпл. Именно в этом, который стал первым обращением к творчеству Королевы детектива. Кстати, режиссёр Вадим Дербенёв впоследствии ещё раз обращался к детективам Кристи.
«Тайна Чёрных дроздов» постарался стать настоящим английским детективом
Одним из его значимых героев становится родовое поместье семейства Фортескью.
Благородное семейство, как водится, прячет в фамильных шкафах множество скелетов. Это с виду они – почтенные граждане за семейным столом, а на самом деле: сборище пауков в банке. То есть в замке.
Глава семейства Джордж – не только владелец поместья, но и влиятельный бизнесмен, который не упустит случая попрекнуть двух сыновей и дочь своими капиталами.
Мать своих детей он давно отправил на тот свет, и женился на молоденькой хищнице по имени Адель.
И вот однажды обычным утром после семейного завтрака мистер Фортескью отправился в свою компанию, зашёл в кабинет, попросил секретаршу принести чай, выпил – и упал бездыханным.
Как установили полицейские, всё дело в неподходящей пище, съеденной за семейным завтраком. Яд не идёт на пользу солидным людям со сложным характером.
Тут же выяснилось, что никто из родственников по этому поводу не расстроился.
Буквально каждому в этой семье по-своему выгодна смерть Джорджа Фортескью
Как это обычно бывает в сюжетах Агаты Кристи, одной жертвой дело не ограничилось. Вскоре погибла глупенькая горничная Глэдис
И роскошная молодая вдова Адель
Полиция активно ведёт расследование, роет носом землю в замковом саду и преследует таинственных незнакомцев. Но преступник слишком хитёр и коварен.
Он остался бы безнаказанным, если бы за дело не взялась мисс Марпл
Я смотрела этот фильм в кинотеатре ещё в детстве. И он произвёл на меня большое впечатление. Помню, как страшно было возвращаться домой по тёмной улице. Всё время мерещился этот зловещий замок и густые садовые заросли, в которых притаился незнакомец в перчатках.
Режиссёр и в самом деле сумел создать детективную атмосферу. Напряжённая музыка и отличные актёрские работы. Корифеи даже в небольших ролях
Мисс Марпл сыграла эстонская актриса Ита Эвер. Кстати, на момент съёмок ей было не так уж много лет – чуть больше пятидесяти.
Сыновей Фортескью с экзотическими даже для Англии именами сыграли Юрий Беляев, почти неузнаваемый
И красавец Андрей Харитонов.
А ещё в фильме снимались Всеволод Санаев, Елена Санаева, Наталья Данилова, Ирина Мазуркевич, Владимир Зельдин, Мария Барабанова, Светлана Немоляева, Лембит Ульфсак и очень молодой Юрий Мороз.
Колоритную семейную пару – дворецкого с кухаркой – исполнили Борис Новиков и Тамара Носова
Такой блестящий актёрский ансамбль – и в результате даже небольшие роли приобрели значительность и смысл.
На экране старательно воспроизводили Англию: виды реального Лондона (снятые фактически украдкой)
И те самые знаменитые твидовые пиджаки.
А лица всё равно неуловимо русские. И даже в строгом офисе весь женский персонал – с ярким макияжем.
И дворецкий прямо на службе, открывая дверь полиции, вальяжно держит cигapу.
Роман был опубликован в пятидесятых годах. А фильм вышел в начале восьмидесятых.
Хронологическую аутентичность воссоздавать не стали – действие перенесли в современный капиталистический мир.
- У шефа припадок! Я не знаю, что делать?
- Продолжать работу!
Но блестяще перенесли на экран характерных героев прозы Кристи.
Экономка – этот образ в детективах встречается часто. Образованная молодая женщина, решительная и лишённая сантиментов, которая устраивается в богатое поместье по финансовым соображением. Управление большим английским домом требует больших усилий и высокого профессионализма.
Конечно, главный секрет обаяния цикла про мисс Марпл – в самом образе проницательной старушки.
В этой истории присутствуют сразу две почтенные старые девы: мисс Марпл и тётя Эффи. О, эти английские тётушки. Потрясающий типаж – незамужние дамы, которым до преклонных лет удаётся сохранить достоинство и ясный ум. Наверное, дело в том, что в британском обществе существует устойчивая социальная модель, и женщины, не свившие собственного семейного гнезда, знают, как им следует устраивать свою жизнь в этом случае.
Надо сказать, что авторы фильма не лишены юмора. И, обращаясь к английскому материалу, не могли удержаться от лёгкой усмешки, адресованной тем, кто читал.
Обратите внимание на этот кадр. Он как раз знаменует торжество справедливости