Найти тему

Функции матери и отца как ориентиры на будущее ч.2

Продолжим об «Именах Отца», множественное число которых говорит о том, что в разные важные этапы жизни они  производят нужный эффект в процессе становления субъекта и его желания. (начало здесь)

Итак, первое и очень важное – чтобы кто-то, кто имеет определенный авторитет в семье, в определенный момент времени сказал твердым тоном, не позволяющим найти лазейку выкрутиться, что это нужно прекратить! Это необходимо для психического здоровья и благополучия ребенка в будущем. Каждому известно, как трудно бывает отказать малышу в его требовании спать в родительской постели или купить игрушку. Согласие матери с этим отказом тут важный момент, она тоже сталкивается с потерей.  Жалость и страхи оказывают медвежью услугу. На мой вопрос, почему же 7-ми летний сын до сих пор должен держать материнскую грудь, чтобы уснуть, ответ был неожиданностью для самой женщины, обратившейся с запросом о невозможности отношений с мужчиной: «А как же я останусь без него? Нужна какая-то замена, иначе чего-то не хватает, пусто». Конечно, у всех этот проходит по-разному и каких-то определенных правил не существует, вообще говоря, правила, алгоритмы и протоколы срабатывают только временно, в экстремальных ситуациях, а в обыденной жизни они создают тупики.

Отец, говорящий «нет», это первая функция Отца. Но наряду с этим, необходима вторая функция, его второе Имя, - отец, говорящий «да». Эта функция очень важна в подростковом периоде, когда появляется вопрос сексуальности и взросления. Снова важно уточнить, что это не обязательно отец ребенка, это может быть кто угодно.

В качестве иллюстрации приведу пример из практики. Ко мне обратился юноша 14 лет, он выглядел очень закомплексованным и тревожным: с трудом говорил очень тихим голосом, без остановки крутил руками, заламывал пальцы. Ноги его, стоявшие на полу, дрожали. В процессе  рассказа стали понятны причины такого поведения, ведь он говорил о своей мечте, такой желанной, но запрещенной родителями из-за плохой успеваемости в школе. Он очень страшился, что и во мне встретит отказ, или принижение значимости, ценности своей мечты. Тем более что это уже была не просто мечта. Отцовский гараж, которым тот не пользовался, он приспособил под музыкальную студию, заразив своим желанием друзей. Они экономили на обедах и на проезде, ходили в школу и обратно пешком, купили инструменты и начали репетировать. Заводя с родителями осторожные разговоры о том, что он хочет заниматься музыкой, он слышал в ответ, что это глупость, что музыкой не заработать, и что сейчас он должен все свое время посвящать учебе. Но надо отдать должное силе его желания! Он пришел говорить о нем со мной, доверил его незнакомому человеку и платил за это существенную для него сумму. Через несколько встреч он сообщил, что смог сказать родителям о том, что важно для него, и сказать так, что они не сумели возразить. Как психолог смог стать «отцом, говорящим «да»? Проявляя живой интерес к желанию подростка, осторожно, иначе бы он попросту не поверил мне (подростки вообще недоверчивы и на то у них есть причины).  Не находя такой поддержки своему желанию, подростки скатываются к более «легким» путям получения наслаждения, который имеет характер протеста, например алкоголь, наркотики, объединение в нелегальные группировки. В моем примере юноша оказался в психоневрологическом диспансере, но ему повезло, что врач не стал выносить медицинский вердикт, а посоветовал обратиться к психологу. Кстати, так получилось, что этот парень сыграл роль отца, говорящего «да» и для своих приятелей, желающих заниматься музыкой.

В этом вопросе так же необходима осторожность: желание очень легко «убить». Пример мальчика, который рисует. На уроках, дома, в гостях, на чем придется и чем придется. В какой-то момент кто-то из родителей говорит: «О! Да ты художник!», - и отправляет в художественную школу, накупив материалов для творчества, чем закрывает интерес ребенка.

Желанию необходимо преодолевать сопротивление, искать пути, чтобы оно могло работать как движущая сила.

Итак, Отец, помимо запрета, должен поддержать желание ребенка, даже если оно не соотносится с желанием самого отца по поводу сына, и противоречит его идеалам.