Найти тему
Объятия Отча

Что хуже - один большой грех или много мелких?

Нередко бывает, что человек живёт себе спокойно, не чувствуя угрызений совести. Больших грехов не совершал, мелкие грешки не тяготят особо. "А у кого ж их нет?! Мы ж не безгрешные..."

Две женщины шли к Задонскому старцу Антонию. Одна считала себя грешницей, потому что имела один большой грех - запретную любовь. Она боялась предстать перед старцем, вдруг он её прогонит. А другая не знала за собой больших грехов, замуж вышла девственницей, мужу не изменяла, детей родила, аборты не делала. Её не мучил страх предстать перед старцем .

Антоний был прозорливым. Впервые увидев этих женщин, велел одной принести тяжёлый камень, какой только может поднять. А другой - насобирать много мелких камушков.

Женщины выполнили поручение. Тогда старец велел им отнести камни на место, туда, где они раньше лежали.

Первая легко отыскала место камня по выемке, который он оставил. Принесла его на место и стояла перед старцем.

Другая же сколько ни пыталась, не могла найти места, откуда взяла камушки. Так и пришла с ними к старцу, говоря :" я не помню, где какой лежал!"

Тогда Антоний сказал : " Вы шли сюда и говорили о своей жизни. Ты каялась в тяжелом грехе, а ты хвалила себя и превозносилась. А обе вы одинаково грешили, обе набрали равный груз грехов. Бывает даже так, что человек, сделавший один большой грех, не так обременен нечистотою греховною, как тот, который не совершал тяжких падений, но постоянно грешит мелкими проступкми. Большой грех сильно тяготит душу совестливого человека и не дает душе покоя. Человек окаявает себя, постоянно скорбит о том, что не сумел побороть искушения. Сознание греховности глубоко смиряет его, и он может сказать с царем Давидом: "беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну".

Не то бывает с мелкими грехами. Человек постоянно грешит, но часто и не хочет понять, как дурно он поступает, а между тем эти неважные по его мнению поступки образуют греховную привычку. Постоянно поблажая ей, все меньше и меньше люди склонны видеть свою ошибку и живут среди мелких, но нераскаянных и закоренелых грехов, не сознавая своего недостоинства, уверенные в своей правоте и осуждая других, хотя тяжко согрешивших, но раскаявшихся грешников. Так и вы. Ты совершила большой грех, но с ужасом вспоминаешь его. Видя такое смиренное покаяние, Господь помилует и простит тебе этот грех.

Но ты не лучше ее. Она, раз поддавшись греху, теперь строго оберегает себя, а ты, точно не боясь более согрешить, живешь в небрежении. А сколько у тебя мелких грехов - не сосчитать!

Принимая на себя тот суд, который принадлежит Господу, ты судишь людей. И еще предаешься глупым гаданиям: упадет у тебя нож, ты кричишь: - гости едут!. Верно, едут к тебе гости - враги, диавол к тебе едет.

Не так, родная, надо жить. Натворишь ты за день грехов, которых по гордости и за грехи не считаешь, и до ночи их забудешь. Не перечесть всех твоих грехов! Заставь сейчас тебя их все вспомнить, так и не сможешь. И тянут они тебя к низу не менее грузно, как тяжесть одного смертного греха. Все мы грешны все окаянны. Все погибнем, если не помилует нас неизореченное милосердие Божие.

Конечно, такое наставление произвело благотворное действие на обеих женщин: смягчило горечь раскаяния одной и смирило другую.

Мира всем и спасения!

Материалы взяты из книги "Русские подвижники 19 века".

Еще интересная статья: