В последние годы в России строится целый ряд уникальных автомобильных дорог. Одним из самых впечатляющих проектов является трасса «Ямал» - круглогодичная дорога длиной более 1000 км, проложенная в сложнейших условиях Арктики.
Начинается она на границе ЯНАО и ХМАО по дороге из Сургута в Салехард. И именно на пересечении регионов вы встретите первые участки тундры. Дальше природа будет становиться всё суровее.
Летом на всём пути вас ждут тучи гнуса и полярный день, зимой метели и северное сияние. Белых медведей вы здесь не встретите, но стадо оленей или перебегающий дорогу песец вполне обыденное явление.
Эту дорогу начали тянуть еще в советское время. Строительство велось в непростых условиях вечной мерзлоты. В основном она выложена бетонными плитами на песчано-цементном основании. Сверху обычно укладывают асфальт. Такая дорога имеет ряд особенностей.
При образовании выбоин в плитах прежде всего опасность представляет вылезающая арматура. Вторая опасность и вечная проблема - это стыки между плитами. Когда температура доходит до -60, грунт вспучивает и плиты поднимает, а когда всё это оттаивает, тяжелые фуры завершают процесс. Соответственно стыков может не быть вообще, они могут быть в сантиметр разницы, а могут быть и в 10 сантиметров. А может быть так, что плита вообще начинает торчать как противотанковый еж. В былые времена можно было "оставить колеса", проехав по такой дороге (фотографий в интернете предостаточно). Сейчас ее активно ремонтируют и плиты выравнивают, поэтому проехать можно даже на старом Москвиче без последствий для него.
Ну а мы начинаем путешествие с юга на север. Первым на пути находится Ноябрьск - самый южный город Арктики. Здесь можно увидеть, насколько уютным и комфортным может быть этот суровый край. Дальше вы проедете Тарко-Сале - самый молодой город страны. Красивый городок с набережной из мрамора и горок на детских площадках в виде нефтяных качалок.
Дальше на север находится Тюменская сверхглубокая скважина. Её огромная башня издалека видна с дороги. Это вторая по глубине после Кольской, и её полная сестра-близняшка, но ценность её в том, что она полностью сохранена. И вы можете увидеть это сооружение не только снаружи, но и внутри.
От сверхглубокой начинается бескрайняя тундра. И именно здесь вы пересечёте крупнейшее в мире газоконденсатное месторождение и прямиком попадёте в Новый Уренгой - газовую столицу нашей страны. На Ямале добывается больше 80% газа России и больше 20% всего газа мира. Дорогу в Новый Уренгой проложили в конце 90-х годов.
После Нового Уренгоя трасса уходит на запад и начинает идти вдоль Трансполярной железнодорожной магистрали. Проект не был до конца реализован. Заброшенный участок остался между Надымом и Салехардом, где можно увидеть огромное количество заброшенной инфраструктуры - железнодорожное полотно, мосты, разъезды, семафоры, депо, лагпункты и много чего ещё. Благодаря трассе «Ямал» появилась возможность это всё и посетить.
Автомобильную дорогу до Надыма завершили в начале 2000-х.
Самый последний участок в 344 км от Надыма до Салехарда - столицу ЯНАО, достроили в конце 2020 года. Тянули сразу с двух сторон. Без асфальта пока остается участок примерно в 100 км, но и его закатают в ближайшее время. Здесь пока отсутствуют заправочные станции, кафе и прочие удобства, местами нет сотовой связи. Но это и понятно, раз дорога новая, то благоустройства ждать еще рановато.
Ну и под конец вы приезжаете в Салехард - единственный город на Полярном круге и финишируете прямо у стелы. Кстати, по дороге можно посетить сразу несколько стел Полярного круга.
Но и это ещё не всё! Этот маршрут уникален и интересен ещё и тем, что вам не придётся ехать обратно тем же путём. Зимой здесь проходит отличный зимник по реке Обь, а летом из Салехарда на юг каждый день уходят паромы.
И этими обоими путями мы и воспользовались в нашем путешествии-приключении на Москвиче по Арктике.
Не забываем поставить лайк и подписаться на наш канал: https://dzen.ru/bepowerback
Алексей Жирухин и Александр Еликов