Найти тему

Почему вокруг Барби (2023) столько шума?

Сын внезапно стал носить розовое😱, а дочь ходит по комнате на ципочках на камеру 😵‍💫 под звук #barbiefeet?

Не волнуйтесь, с вашими подростками все в порядке. Рассказываем, откуда одержимость Barbiecore, и почему Барби — это больше, чем просто хайп 2023.

Напомним, что главная премьера сезона — не просто развлекательная комедия, а объемное высказывание о феномене куклы Барби, повлиявшем на взросление ни одного поколения женщин. Но не только.

Фильм ставит проблему выхода человечества на некий новый этап развития, когда имеются противостоящие друг другу группы, как следствие, борьба полюсов, ничего не решает. Перевес одной стороны сменяется через какое-то время победой другой, то женщины на коне, то мужчины, то снова женщины, и так по кругу, до бесконечности. Но, видимо, как показывают нам создатели фильма, человечеству надоедает играть в эти игры. В противостоянии мужчин и женщин есть третий выход: стать человеком. Казалось бы, звучит гордо, стань собой и будь автором собственной жизни и собственных смыслов вместо тиражирования заданных кем-то других идей. Вопрос только – какова цель? И куда мы идем? Что для нас как для человечества на сегодняшний день является идеалом? И почему, сбросившая с себя пластмассовую вечность, Барби в этом прекрасном и вдохновенном порыве превращения в человека, оказывается в клинике на приеме у гинеколога? Дабы подтвердить свою женскость?! Все по кругу. Неслучайно первые кадры фильма – изящная ироническая цитата, отсылающая нас к великой картине Стенли Кубрика «Космическая одиссея», в котором полвека назад режиссер ставил примерно те же вопросы. Зачем мы здесь, и в чем смысл человеческой жизни?

Вопрос далеко не праздный в контексте воспитания наших детей. К чему нам их готовить и каким прекрасным идеалам и ценностям учить? На эту тему в картине есть великолепный эпизод диалога тинейджерки со своей успешной и всегда стремившейся быть идеальной матерью. В своем подростковом бунте девочка вместо обычного игнора вдруг неожиданно оборачивается к матери, смотря на нее совершенно иными, полными уважения и понимания глазами, произнося совершенно потрясающие слова: «Ты никогда раньше не показывала, что ты тоже можешь быть странной!» Вот, что откликается во внутреннем мире подростка. И вот что страшновато. Наши дети действительно странные, разобранные на какие-то отдельные части личности, маски, аватары, поскольку нет идейного верха, нет единой морали, единой, всеми однозначно понимаемой человечности. «Бог умер», как сказал Ницше. Но раньше детей воспитывали на идее вертикали, каких-то авторитетов. Сейчас их нет. И дети как-то все больше теряют эту способность воспитываться, учиться, взрослеть. Все больше играют или ускользают в виртуальный транс. Может быть, это будет какой-то новый, совсем неплохой мир. Просто пока действительно трудно представить, на каких принципах он будет существовать. Но вернемся к акцентам режиссёрки на судьбе женской половины человечества.

За что мы благодарны Барби:

За революцию в сфере девячьих игрушек, ведь до неё девочкам покупали пупсов, логично готовя их к роли матери. Выбирая «свою» из Барби-модельерши, Барби-астронавтки, Барби-медсестры, и бесконечного списка профессий, девочка как бы проходила свой первый тест про профориентации уже в магазине игрушек.

За что критикуют Барби:

Барби — самая яркая иллюстрация противоречивых требований к эмансипированной женщине: «Теперь ты наравне с мужчинами должна подниматься по профессиональной лестнице, и даже на последней ступеньке оставайся «украшением коллектива», а дома не забудь про вторую смену идеальной матери, хозяйки и любовницы».

Несмотря на разнообразие профессиональной реализации, кукла продолжала диктовать девочкам нереалистичные стандарты красоты. Занятный факт: прототипом внешности с золотыми волосами и талией меньше головы стала немецкая сексуализированнаякукла для взрослых мужчин.

▫️Барби воспитывает рпп.

Один из наборов Барби содержал весы с отметкой 110 фунтов (49 кг), при подразумеваемом росте Барби 170 см, а в другом наборе Барби даже была книга «Как похудеть», где главным секретом была единственная фраза «не ешь»:)

▫️Барби культивирует в девочках внешность, обесценивая их личностные качества.

Компанию Mattel также критикуют за то, что она растит девочек с латентно потребительским кодом личности — выросшая на куклах с наборами по маникюру, биозавивкой и т.д. девочка, встроена в маркетинговую систему даже ещё до того, как сама начнет пользоваться бьюти-услугами для себя.

Однако сам фильм представляет компанию в остроумно-нелицеприятном свете, с болванами в совете директоров и тирадой тинейджерки о том, что Барби — фашистская игрушка, несмотря на то, что Mattel — спонсор кинокартины. Забавный факт о смелости и самокритичности компании, как думаете?

Фильм отлично показывает на примере-перевертыше статус женщины в реальной культуре, где она всего лишь дополнение к своему мужчине, где женский персонаж появляется в сюжете только для развития мужского. Во вселенной Барби все наоборот: Кен не существует отдельно, он всегда «end Ken” к Барби.

Также буффонада кинокартины остроумно подсвечивает дуальность проблем «женского» мира: Барби одновременно сильно волнует и появление целлюлита и, конечность жизни. Экзистенциальный кризис и озабоченность неидеальной внешностью занимают одинаковое место в числе забот женщины. Всему виной её «глупость»? Или, может быть, культура воспитания, в которой все мы росли? — Ответ у каждого свой) Но премьера 2023 по крайней мере заставляет задуматься над причинами стереотипов, и пересмотреть их роль в общем векторе человеческой цивилизации.