имение дворянского рода Молоствовых в Долгой Поляне.
Одна из немногих сохранившихся в изначальном виде на территории бывшей Казанской губернии сельская дворянская усадьба находится рядом со старинным городком Тетюши
А Молоствовы — это древний дворянский род, ведущий свое происхождение из татар
Семья Молоствовых пользовалась большим уважением в Казани , была ядром старой аристократиии и старожилов Казанской губернии. Молоствовы были в родстве и дружбе с видными представителями интеллектуальной элиты России, были знакомы с Пушкиным, Жуковским, Толстым, Далем и Гете
Земля, на которой возникла деревня Долгая Поляна, была пожалована Молоствовым в середине XVII века
В 1903 году в наследство вступил Владимир Молоствов и Долга Поляна расцвела. Здесь он создает свое «фамильное гнездо».-подобие рая на земле
Открывает в уезде избы-читальни, земские училища, ремесленную мастерскую, аптеки, больницы…
Планировал построить канатный подъемник через Волгу, проложить железную дорогу. Разработал первое нефтяное месторождение в Татарстане
В возрасте 40 лет он женился на 18-летней Елизавете Бер и они поставили перед собой благородную цель — превратить свое имение в эталон гармонии природы и деятельности человека.
По рассказам старожилов, Владимир долго готовился к приезду жены. Не зная, каким путем приедет его любимая — водным или пешим- он высадил сразу две аллеи из лиственниц: с востока на запад и с севера на юг от усадьбы. В каждой по 460 деревьев редкой породы, привезенных с севера страны. Сегодня этим аллеям из лиственниц более ста лет, протяженность их более 4 км. Елизавета приехала в сумерках, и Владимир установил керосиновые лампы со стеклянными колпаками вдоль аллеи.
У входа в дом растет гигантская горно-алтайская ель, посаженная отцом Владимира к 30-летию супружеской жизни как символ крепости семейных уз. Посидеть под ним на скамейке- считается лечебным.
В 1907г они переезжают в новый каменный двухэтажный особняк, напоминающий средневековый замок в миниатюре.
Дом не простой,а полон секретов
Из его окон Молоствовы могли видеть огни в доме родственников в селе Три Озера на противоположном берегу Волги.
В башенке существовала комната, гдет Елизавета занималась сводкой фенологических наблюдений, она отмечала прилеты птиц, появление почек. Там у нее стояла какая-то оптика.
В доме был электрический свет, горячая вода и ванна. Тогда это было внове. В только камины, а дымоходы были встроены в стены, топка находилась в подвале: горячий воздух поднимался снизу и отапливал дом.
Владимир также обустроил верхний пруд, выложил дно деревянным настилом, чтобы Елизавета могла купаться и ее ноги не погружались в ил.
Сохранилась деревянная лестница, перила которой поддерживали резные балясины. Её ступеньки такие частые, что подниматься можно только мелкими шажками- именно так и положено было ходить дворянке, не поднимая ногу от пола выше 10 см.
Дом крепкий, так как кирпич выбирался особым образом: замачивались в воде на сутки. Если после этого кирпич разваливался, то заворачивали всю подводу.
За домом, по склону холма, Молоствовы разбили сад из яблонь. Он террасами сходил к Волге. Гордостью сада был каскад из прудов, питающихся родниками, расположенными на разных уровнях. Вода переливалась из одного пруда в другой по желобам и поступала непосредственно в поливочную яму. В этих прудах Молоствовы разводили форель. Был в имении и винокуренный заводик.
Своих детей у Молоствовых не было. Но Елизавета обучала крестьянских детей, помогала местным жителям. Крестьяне очень любили «барыню»
Долгая Поляна едва ли не единственное место в Татарстане, где находится аномальная зона. От усадьбы в сторону Волги, на двух отрогах Тетюшских гор, находятся две большие поляны, которые уже несколько веков не зарастают. На них «зашкаливают» магнитные приборы, сбивается ход часов, исчезают заснятые кадры из цифровых фотоаппаратов.
Человек, попадая сюда, физически ощущает тепло и спокойствие,выравнивается артериальное давление, пульс, исчезает душевная суета, быстрее заживают раны, простудные заболевания. По рассказам специалистов, "именно на эти поляны опираются своим основанием энергетические столбы, уходящие в космос".
●В 1917г Владимир и Елизавета не уехали за границу, а решили остаться, думая, что могут стать полезными для новой власти.
В январе 1918 года трагически от сердечного приступа погибает Владимир.
●Елизавета пережила в усадьбе страшные годы Гражданской войны, неоднократные попытки выселить ее, разграбить и сжечь дом. Но ее знакомство с Крупской (они учились вместе на Бестужевских курсах), помогло ей выжить. Во время эмиграции Ленина она посылала ему и Крупской деньги, посылки, книги. Она помогала продовольствием Первой Конной армии Буденного.
За это ее усадьба решением народного комиссариата просвещения была взята под охрану, так как здесь находилось «весьма ценное в культурном отношении хозяйство и усадьба», «библиотека и этнографический архив по исследованию уральских сектантов». Временное наблюдение и заведование было поручено Елизавете.
Летом 1929 года она была выселена из своего дома в деревянный флигель. В доме разместилась школа коммунистической молодежи. Зал с библиотекой переделали для зимовки пчел. Книги отсырели. Воспитанники, ленясь ехать за дровами, жгли дубовый паркет.
Но Молоствова не прекращала свою научную деятельность,а ещё создала в деревне краеведческую секцию, продолжала обучать местных ребятишек грамоте.
В 1931 году Елизавета обратилась к Калинину с просьбой о передаче дома Союзу писателей, и там разместился Дом творчества и отдыха писателей. Здесь бывали и подолгу гостили Софья Толстая, Павел Павленко, Сергей Мстиславский, Евгений Шварц и другие. Бывали в Долгой Поляне артисты МХАТа. В комнате с камином отдыхавшие устраивали литературные и музыкальные вечера. Елизавету на них не приглашали.
1 августа 1936 года ее не стало. Похоронили рядом с мужем, недалеко от усадьбы, на левом склоне оврага среди лип.
Она заранее, еще в 1925 году, завещала библиотеку музею Льва Толстого. Но ее своевременно не вывезли, и книги были утрачены. Она передала в научные учреждения свой архив, но сохранилось немногое. Например, известно только пять стихотворений Елизаветы. Все они стали романсами:
Как странно уходить от этих ярких зорь
И знать, что без тебя все будет так, как было…
И что никто кругом твою не понял хворь,
А все, что помнило, — давно тебя забыло…
●После закрытия Дома отдыха писателей в Долгой Поляне разместился детский туберкулезный санаторий, затем — детский дом, дом инвалидов, районный детский лагерь «Чайка».
В 2000 г. Усилиями экологов и общественников усадьба была внесена в Государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения и создан историко-архитектурный и природный парк «Долгая Поляна»
●Реставрация велась небережно. «Деревянные окна сменили на пластиковые. Вместо старинного дубового паркета начали стелить надежные новенькие полы. Ободрали старую штукатурку. Камины обложили холодными мраморными плитами. Выброшена арка перед входом, прежде она была из цветного стекла, сняли старые двери на 2 этаже.
Но: был укреплен фундамент, дом оштукатурен и выкрашен, на втором этаже в нескольких комнатах отреставрирован паркет.
●В последние годы отношение к усадьбе изменилось.
Здесь есть смотритель, проводятся экскурсии, свадьбы, мероприятия.
Рядом детский лагерь.
Если спуститься ниже в лес-родник с купелью
Информация взята из публикации Светланы Фроловой