Валентина люто ненавидела свою свекровь. Но так было не всегда. Ненависть, как и любовь — надо заслужить. Когда они с Сашей только поженились, наивная девочка Валя мечтала стать хорошей невесткой и поэтому старалась во всем угодить свекрови. Но не тут то было.
Мать ее мужа с первого дня знакомства возненавидела девушку. Екатерина Васильевна считала, что Валя недостойна ее сына. Ей не нравилось, что избранница ее единственного Сашеньки маленького роста, белобрысая, какая-то вся неприметная. Сын то у нее высокий видный парень, а невесту нашел, так — тьфу. Она мечтала видеть рядом с ним соседку Галю. Вот это девушка! Тоже высокая, статная, работящая. А Валентина музыку детям в школе преподает. Ну что это за работа такая?
После свадьбы молодые стали жить у Екатерины Васильевны. У нее большая просторная квартира, с мужем развелась давно, а Саша — единственный любимый сынок. Решили жить все вместе. Зачем чужим людям за съемное жилье платить если у мамы большая квартира имеется. Но с самого первого дня Валентина сильно пожалела об этом решении. Уж лучше бы они на съемной квартире жили.
Свекрови все было не так. Что бы ни делала Валя — все было не по ее. Как только она не обзывала свою невестку — и неумеха, и криворукая и бестолковая. Что бы ни приготовила Валентина, едва попробовав, Екатерина Васильевна кривилась и ругалась, могла даже выбросить приготовленное. Уборку и ту, по мнению женщины, Валентина делала не так. Но при сыне хитрая свекровь вела себя совершенно по другому. Как только Саша приходил домой, мамаша расплывалась в улыбке и суетилась около сына, пытаясь его и ужином накормить и про дела расспросить и всяческие его желания упредить.
— Саш, давай съемное жилье найдем, — как-то раз сказала Валентина мужу, когда ей уж совсем невмоготу стало. В этот день свекровь особенно лютовала. Даже компот ей в лицо плеснула, сказала, что такую кислятину пить невозможно.
— Да ну, Валюш, куда мы поедем. Разве здесь тебе плохо? — муж обнял Валентину и крепко прижал к себе, — вот скоро и малыш родиться. Мама тебе помогать будет. Ты не бери близко к сердцу ее ворчание. Она ж любит нас.
— Ну тебя то она любит, а меня точно нет, житья мне не дает, — в отчаянии пыталась возразить молодая жена.
— Не придумывай, я же вижу как она к тебе относится. Ну может поворчит когда, так она ж мать. Не со зла.
И Валентине нечего было возразить, потому что в присутствии сына свекровь никогда не позволяла себе даже голос на невестку повысить. А как доказать мужу что это не так, Валентина не знала.
Вскоре родился голубоглазый ангелок Алешенька. Валентина надеялась, что внук переключит на себя внимание свекрови, но ошиблась. Внука бабушка Катя полюбила, так как в их породу удался, а к невестке отношения не поменяла. Еще больше ругала и придиралась.
Валентина очень уставала, потому что от домашних обязанностей ее никто не освобождал, а ребенок требовал все больше внимания. Ночами малыш спал плохо, часто капризничал и Валентине приходилось по три-четыре раза его укачивать. Она постоянно недосыпала, ходила мрачная, даже мужу была уже не рада. Свекровь же никогда ночью не вставала, из ее комнаты с завидным постоянством, доносился раскатистый громкий храп. Но каждое утро она упрекала невестку в том, что ребенок мешает спать, потому что Валентина плохая мать и не может успокоить Алешеньку.
— У него зубки режутся, потому и спит так беспокойно,— попыталась объяснить она свекрови.
— Дура ты безмозглая,— слышала в ответ.
Александр жену свою любил и все подмечал, хотя списывал это на усталость. Разве мог он подумать, что родная мать может довести невестку до такого состояния. Но когда Валентина в очередной раз завела разговор о том, чтобы купить себе жилье, муж, на удивление, ее поддержал и обрадовал, сказав, что скоро у него наберется достаточная сумма на первый взнос, а это значит, что у них наконец-то будет своя квартира. Как рада была этому известию Валентина! Впервые за несколько месяцев она улыбнулась.
Вскоре, как и обещал Александр, молодая семья въехала в свою квартиру. Кошмар для Валентины закончился и девушка снова расцвела и стала все той же милой, доброжелательной и веселой девушкой. А самое главное — она стала по настоящему счастливой женой и мамой. И малыш, из плаксивого ребенка, постепенно превратился в жизнерадостного веселого мальчонку.
К свекрови Валентина не ходила совсем. Та иногда бывала у них, но девушка все делала для того, чтобы ее визит пришелся на время, когда дома был муж.
Все шло замечательно до тех пор, пока у Екатерины Васильевны не случился инсульт, и теперь уже пожилая женщина поселилась в их квартире. С этого дня для Валентины наступил кромешный ад. Капризы свекрови были бесконечными, ей все было не так: плохая еда, несвежее белье, жесткий матрас, скрип дверей, сквозняк. Она требовала к себе все больше внимания. Постоянно ворчала и возмущалась. Даже могла плюнуть в еду, если что-то ей не понравилось. Валентина снова превратилась в хмурую тетку и перестала улыбаться.
— Екатерина Васильевна, вам бульон куриный приготовить или из индейки? — как-то спросила Валя у свекрови.
— Из индейки,— грубо ответила та.
Бульон получился очень вкусный и девушка, налив его в красивую тарелку, понесла в комнату свекрови. Пожилая женщина взяла тарелку в руки, сделала глоток и совершенно неожиданно запустила ее прямо в Валентину. Хорошо, что она успела уклониться, иначе тарелка попала бы ей как раз в голову, а так она ударилась о стену и разбилась вдребезги. На обоях красовался жирный мокрый след и на полу тоже растекалась лужица.
— Пересолила, гадина,— прошипела старуха.
Валентина молча собрала осколки и подошла к ней чтобы забрать поднос и тут старуха смачно плюнула ей прямо в лицо.
— Чтоб ты сдохла, зараза белобрысая,— взвизгнула она.
Валентина почувствовала гнилостный запах бабкиных слюней и тошнота подкатила к горлу. Она помчалась в туалет и ее вырвало. Она больше не могла сдерживаться. Закрывшись в ванной, Валентина рыдала целый час и никак не могла остановиться. Вечером она, как обычно, не рассказала мужу ничего.
Однажды, Александр, видя что супруге тяжело справляться с больной мамой, ребенком и домашними делами, решил помочь ей с уборкой. Обычно они по выходным убирали квартиру вместе, но в этот раз он решил все сделать сам.
— Валюш, тебе надо отдохнуть, — сказал он обнимая жену, — ты выглядишь очень уставшей, иди прогуляйся, а я уборкой займусь.
— Какая прогулка, Саша, лучше я посплю часик с Лешей, он пообедал только и как раз его спать пора укладывать, спасибо тебе, — невесело улыбнулась она.
— Хорошо, — легко согласился супруг, — поспи конечно.
Уложив сына, Валентина склонила голову на его кроватку и тут же заснула.
Александр, заглянув в комнату матери, увидел, что женщина тоже спит. Она хорошо пообедала и теперь отдыхает.
Мужчина хотел пропылесосить, но подумал, что раз все спят, не стоит шуметь и, взяв влажную тряпку, пошел вытирать пыль. Для уборки свободна была только их спальня, потому что супруга уснула прямо на кроватке с сыном. Протерев пыль, мужчина уже хотел было выходить из комнаты но понял, что на шкафу пыль вытереть забыл. Пододвинул стул и встал на него. Неожиданно он увидел какую-то тетрадь, лежавшую на краю шкафа. Он взял ее в руки и открыл. Полистав ее, к своему большому удивлению мужчина понял, что это дневник Валентины. Конечно, он знал, что читать чужие записи нельзя, но пробежав глазами по первым строкам, Александр уже не смог остановиться.
Прошло немало времени, а мужчина все так же стоял на стуле и читал. Совершенно неожиданно отношения супруги с его мамой открылись ему с другой стороны. Он был шокирован. Прочитав весь дневник, Александр был поражен насколько он был слеп. Мужчина еще раз перечитал последнюю запись в тетради: <<Сегодня ночью я случайно проснулась и услышала, как свекровь шла на кухню. Значит, она может ходить самостоятельно, но днем не делает этого. Ей нравится мной командовать. Она наслаждается своей властью надо мной, а я вынуждена исполнять все ее желания и капризы. Обидно, что если я расскажу об этом мужу — он не поверит. Ведь при нем она изображает из себя немощную несчастную старуху. А вчера она помочилась прямо на постель и это при том, что оказывается она может дойти до туалета. Противно до отвращения!
Каждый день она меня обзывает, унижает, кричит и плюет в меня. Как не сойти с ума? А на мне ведь еще ребенок, а не только эта злобная старуха. Как сохранить свое человеческое достоинство и не опуститься до ее уровня. Иногда так хочется запустить в нее тарелкой со свежеприготовленным супом, в которую она только что плюнула. Но я молча выливаю суп в унитаз и мою тарелку, а ей готовлю другую еду. Я понимаю, что когда-нибудь этот кошмар закончится. Но прошу Бога об одном — дать мне силы и терпения пережить все это, чтобы потом, после ее ухода в мир иной, мне не было стыдно перед самой собой >>.
Валентина проснулась от того, что Саша тормошил ее за плечо. У него был странный вид. Муж молча взял ее за руку и повел в комнату к свекрови. Таким возбужденным они никогда его не видели. Обе женщины не понимали, что происходит и недоумевающе смотрели на Александра. Сын посмотрел на свою мать так, что та, наверное впервые в жизни его испугалась.
— Знаешь что, дорогая моя мама, — зловеще начал он, — я долго не верил своей жене, думал, что она преувеличивает. Но теперь я убедился, что она и третьей части мне не рассказывает того, что ты здесь себе позволяешь. Она делает все, что в ее силах, старается, чтобы тебе было хорошо и удобно. Даже мне и сыну она уделяет меньше внимания. Она на работе специально взяла отпуск, чтобы ухаживать за тобой. А ты отвечаешь ей черной неблагодарностью. В общем, я решил так, — жестко сказал Александр, — если ты не изменишь своего отношения к моей жене, то придется отправить тебя в пансионат, где за тобой будут ухаживать. Если ты готова измениться, тогда я оставлю тебя здесь, но Валя выйдет на работу, а к тебе будет приходить медицинский работник. Есть и третий вариант — я отвожу тебя домой и нанимаю сиделку. Выбирай.
Екатерина Васильевна испуганно молчала и до нее наконец-то дошло, что сын способен на все, ради спокойствия и благополучия своей семьи. А еще она поняла, что никого кроме своей невестки она не хочет видеть рядом с собой. Поэтому она пообещала сыну, что больше никогда не позволит себе плохо относиться к Валентине и не будет капризничать и возмущаться.
После этого разговора жизнь в семье Валентины и Александра изменилась в лучшую сторону. Они наняли сиделку, которая приходила днем, а вечером за женщиной ухаживала Валентина. Как и обещала, свекровь больше не третировала свою невестку. Но конечно, отношения их так и не стали близкими. Они просто терпели друг друга. Через пол года Екатерины Васильевны не стало.