В конце 1970-х – начале 1980-х годов потребление алкоголя в СССР достигло исторических максимумов не только по сравнению с дореволюционными временами, но и с предшествующим советским периодом. Так если в 1930-е – 1950-е годы среднедушевое потребление чистого спирта составляло до 5 литров в год, то к концу правления Л.И.Брежнева в начале 1980-х годов оно подскочило до 10,5 литров.
Но даже эта цифра не отражает всей полноты картины, поскольку учитывает лишь объёмы официально выпущенного и реализованного населению алкоголя. А ведь помимо этого существовали подпольное производство и «чёрный рынок» спиртного, процветало бытовое самогоноварение, так что реальное потребляемое количество чистого спирта составляло намного больше – 14-15 литров на человека. Чтобы было понятно, это 100-110 бутылок крепкого алкоголя (водки) на каждого взрослого мужчину в год – по понятным причинам в эту статистику не входят женщины (по крайней мере подавляющее их большинство), дети и люди, по разным причинам не употребляющие алкоголь вообще.
Ударить постановлением по пьянству
Понятно, что с таким немилосердным пьянством целой страны нужно было что-то делать. И вот 7 мая 1985 года, всего лишь через пару месяцев после прихода к власти нового генсека КПСС Михаила Горбачёва, Совет министров СССР принял постановление №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Это была далеко не первая антиалкогольная кампания в СССР, но самая жёсткая. Государство пошло на решительные и непопулярные меры:
1. Были закрыты алкогольные отделы в продовольственных магазинах и резко сокращено количество отдельно стоящих алкогольных торговых точек. В общей сложности прекратили работу 2/3 профильных магазинов и отделов
2. Производство алкоголя было серьёзно свёрнуто, а приобрести его стало можно только в определенных местными властями магазинах и только в ограниченное время дня – с 14.00 до 19.00
3. Алкоголь не продавали лицам моложе 21 года
4. Количество отпускаемого в одни руки спиртного также регламентировалось
5. Запрещалась реализация спиртного в точках общепита за исключением ресторанов
6. Запрещалась продажа алкоголя вблизи детских учреждений, учебных заведений, больниц, зон отдыха и промышленных предприятий.
Для особых случаев делались незначительные послабления. На свадьбу разрешалось приобрести 10 бутылок крепкого алкоголя по специальным талонам. То же самое касалось похорон. Как народ выкручивался с именинами, новосельями и прочими «поводами» – загадка.
Стоит ли говорить, насколько серьёзный ущерб наносился государственному бюджету, для которого продажи алкоголя в течение долгих десятилетий являлись надёжным и стабильным источником пополнения и до 1985 года составляли от 30 до 40% государственных доходов. Но деваться было некуда: высокие доходы бюджета оборачивались национальной катастрофой.
Пили всё, что горит
В общем, ко времени принятия «сухого закона», которому тут же было присвоено имя нового генсека, ситуация с пьянством и алкоголизмом в стране с населением под 300 млн. человек по-настоящему пошла вразнос. Пили все: и рабочие, и колхозники, и интеллигенты. Не отставали от них партийные, хозяйственные и комсомольские чиновники всех уровней. Пили подростки и пожилые, здоровые и больные, набирал обороты женский алкоголизм.
Помимо официально произведённого пищевого алкоголя популярностью пользовались субстанции, подпадающие под категорию «всё, что горит»: одеколоны и лосьоны, ацетон и политуры, денатурат, стеклоочистители, антифризы, а также всевозможные крепкие аптечные настойки и жидкости для наружного применения.
Конечно, просчитать объёмы бытовой и аптечной «химии», заливаемой внутрь, невозможно, зато хорошо известны последствия её употребления – к началу 1980-х годов отравления алкоголем и его суррогатами становились причиной смерти до 2% взрослых мужчин. Под воздействием спиртного совершалась четверть бытовых убийств в стране, «под мухой» случалась четверть суицидов. Прямо или косвенно алкоголь и его суррогаты становились причиной преждевременного ухода из жизни 135 тыс. женщин и 350 тыс. мужчин ежегодно. В период с 1960 по 1980 год смертность от причин, связанных с пьянством и алкоголизмом, выросла в 4 раза.
И это страшные цифры, за которыми – миллионы жизней и искалеченных судеб.
Чего добились
Ограничения в рамках «сухого закона» тут же привели к дефициту алкоголя и резкому скачку цен на него. Водка подорожала в 2-3 раза и стала в прямом смысле слова «жидкой валютой». Полулитровая бутылка получила прозвище «пузырь». В «пузырях» «номинировалось» всё – товары, работы, услуги.
Страна встала в очереди в сильно поредевшие винные магазины. Очереди выстраивались с раннего утра, так что к вожделенным 14.00 у дверей торговых точек яблоку негде было упасть. Доставался алкоголь не всем, хватало желающих пролезть к прилавку без очереди, из-за чего часто начиналось выяснение отношений и драки с энергичным мордобоем и нарядами милиции. Во многих регионах были введены талоны на водку.
Взлетели «акции» «чёрного рынка». Теперь вместо государственного бюджета деньги рекой потекли в карманы бутлегеров и организованной преступности. Повсеместно возникали подпольные пункты продаж спиртного в любое время дня и ночи, главными «дилерами» которых выступали таксисты. Во много раз больше прежнего стали производить и продавать самогона, домашних вин, пива, настоек и пр. Все эти «торговые сети» курировали сотрудники правоохранительных органов - разумеется, далеко не безвозмездно.
Выросли объёмы спекуляции алкогольными напитками: уголовную ответственность за подпольную торговлю вином и водкой понесли около 60 тыс. работников советской торговли.
За неимением вина и водки алкоголики, у которых независимо от постановлений «горели трубы», перешли на другой вид «кайфа» – разнообразные химические растворители, клеи и реагенты, наносившие гораздо более ощутимый вред здоровью, чем этиловый алкоголь.
Виноградники под топор
Антиалкогольные меры больно ударили по отечественному виноделию. Виноградники, которые выращивали сорта для производства вина, приходили в упадок – средств на их содержание и развитие в бюджетах больше не предусматривались. Немалая часть пошла под вырубку – только в Крыму запахали до 40% виноградников. Угроза закрытия нависла над исторической гордостью российского виноделия - заводом «Массандра». Вырубались виноградники в России и Молдавии. Не в силах пережить творящиеся безобразия, уничтожение дела всей жизни поколений виноградарей и виноделов, в Ялте покончил с собой видный учёный в области генетики и селекции винограда профессор Павел Голодрига, на глазах у которого варварски уничтожались уникальные крымские виноградники.
С 1985 по 1990 год было вырезано до четверти винодельческих площадей, полному разгрому была подвергнута драгоценная научная база, навсегда утрачены редкие элитные сорта винограда. Государственные планы в области виноградарства были просты до примитивности – намечалось полностью переориентировать винодельческое растениеводство на выращивание столовых сортов винограда.
Положительный эффект «сухого закона»
Разумеется, положительные стороны у антиалкогольной кампании тоже были. Вот основные из них:
1. Заметно снизилось количество преступлений, неизменным спутником которых является алкоголь
2. До минимума упала смертность от отравлений алкоголем и его суррогатами. Более того, заметно снизилась и смертность населения как таковая
3. Средняя продолжительность жизни мужчин выросла до 65-70 лет
4. Резко повысилась рождаемость
5. На 30% упало количество ДТП, несчастных случаев на производстве и других аварий, связанных с употреблением алкоголя
6. Выросли доходы населения. В годы антиалкогольной кампании люди сделали денежных вкладов на 40 млн. рублей больше, чем в предыдущие периоды
7. Улучшилось здоровье людей. Упало количество заболеваний, связанных с неумеренным пьянством, в том числе психиатрических.
Антиалкогольная агитация и пропаганда
Пропаганда здорового образа жизни пыталась внушить советскому человеку новые ценности, главной из которых была трезвость. Выпивать запретили даже в кино, а из старых фильмов вырезали сцены выпивки и застолий. Люди смеялись, глядя на такие бездарные потуги властей насадить ЗОЖ сверху.
Появилась опять-таки навязанная традиция безалкогольных комсомольских свадеб. Телевидение регулярно показывало свадебные торжества, где на столах красовались чайники с чаем и графины с водой. Народ быстро, как говорят в таких случаях, просёк фишку – в чайники на «безалкогольных» свадьбах приспособились наливать коньяк, а в графины – «беленькую».
На официальных банкетах и мероприятиях алкоголь также оказался под жёстким запретом.
На предприятиях, в учреждениях, на транспорте висели плакаты, призывающие к борьбе с пьянством и трезвому образу жизни. Закрутили гайки по месту работы советских граждан – теперь за появление там в нетрезвом виде могли уволить. Можно было получить взыскание по партийной линии вплоть до исключения из рядов КПСС, что тогда означало крах карьеры и всей социальной жизни человека.
Приехали, финал
Что послужило прологом к окончанию горбачёвской антиалкогольной кампании?
Ответ лежит на поверхности – положение дел в экономике. Только за три года после начала борьбы за трезвость бюджет страны недосчитался более 37 млрд. руб. доходов от реализации алкоголя. Разразившийся в 1987 году экономический кризис был не в последнюю очередь спровоцирован этими потерями. Население, несмотря на антиалкогольные плакаты, безалкогольные свадьбы и карательные меры, пить не бросило, а нашло альтернативные источники. В их числе прочное место заняли «палёный» алкоголь, бытовая спиртосодержащая отрава и самогон, что привело к серьёзным перебоям с сахаром и даже с зубной пастой, их которой наши люди умудрялись бодяжить выпивку. Так что в 1988 году запреты были сняты, и производство алкоголя вновь заработало в полную силу.