Бесконечно приветствую вас! Есть такие мифы, в которые до сих пор верит большинство. Да даже профессионалы своего дела могут попасться на чём-либо и продолжить нести в массы недостоверную информацию. Такое встречается часто. Но надо уметь признаваться в своей неправоте перед фактами и двигаться дальше. К знаниям и просветлению.
Вот, например Хлороформ. Многие считают, что, пропитав этой жидкостью ткань и прислонив ко рту человека – можно на долгое время отключить его. И это работает буквально за секунды. Данный способ усыпления показывают во всех кинокартинах, и даже основанных на реальных событиях. Значит работает и в жизни?
Нет!
На самом деле, чтобы отрубить человека хлороформом, нужно дышать испарениями как минимум пять минут. И то, даже в этом случае, нужно чтобы хлороформ постоянно поступал жертве, чтобы она оставалась под воздействием. А если не поддерживать подбородок, то это может привести к тому, что язык жертвы заблокирует дыхательные пути, и она задохнется.
Так что идея, будто вы приложите платочек с хлороформом к чьему-то рту, забросите его в багажник и подождёте, пока жертва через несколько часов проснется… мягко говоря не сработает.
О чём же я? А о том, что подобных мифов море!
Конечно, в данном примере всё же существует часть правды, но каким путём… каким путём… Это просто исковерканная информация, передающаяся от человека к человеку. То же самое происходит и с “великими семью нотами”! Там тоже имеется часть правды, но вот дальше… Дальше вы узнаете, почему в современной записи музыки не семь нот, а двенадцать!
Но перед этим стоить уяснить то, что я имею ввиду современную европейскую запись нот, которая существует с XVIII века. Да, она претерпела некоторые изменения, но в целом сохранила основу. Мы не берём индонезийские записи, а лишь то, к чему привыкли именно мы. То, благодаря чему пишется вся современная музыка на протяжении трёхсот лет. Поехали!
Немного теории
Да, без теории не обойтись. Но если вы читаете эту статью, то вы либо любопытны, либо не верите мне и хотите найти, в чём я ошибаюсь. И в том, и в том случае нужно внимательно прочитать краткую сводку по теории. Прям внимательно-внимательно! Я думаю, это будет интересно :)
Итак, звук – это вибрация. То, что мы называем нотой – это звук определенной высоты. Как высоко или низко звучит нота зависит от частоты вибраций. Чем выше частота колебаний, тем выше нота, и наоборот. Запомните эти физические основы – они помогут лучше понять ответы.
Если вы увеличите частоту вибраций ноты в два раза, вы повысите её на октаву. Октава — музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум (то есть частота высокого звука в два раза больше частоты низкого). Звучит сложно? Сейчас рассмотрим чуть подробнее.
Например, нота "ля" где-то в середине фортепианной клавиатуры будет вибрировать 440 раз в секунду, а “ля" на октаву выше – 880 раз в секунду, а та, что на октаву ниже – 220 раз в секунду. Количество вибраций в секунду, в свою очередь, измеряются в “Герцах” и часто сокращаются до “Гц”. Да, математики и физики в музыке очень много.
Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите повторяющуюся последовательность из 12 нот. Потому что в западной музыке мы делим октаву на 12 равных шагов. Для облегчения записи каждой ноте будет своя буква. А ниже пример нот между Ля 440 Гц и Ля 880 Гц:
A → Ля – 440 Гц
A# → Ля диез – 466,16 Гц
B → Си – 493,88 Гц
C → До – 523,26 Гц
C# → До диез – 554,36 Гц
D → Ре – 587,32 Гц
D# → Ре диез – 622,26 Гц
E → Ми – 659,26 Гц
F → Фа – 698,46 Гц
F# → Фа диез – 739,98 Гц
G → Соль – 784 Гц
G# → Соль диез – 830,60 Гц
A → Ля – 880 Гц
Расстояние между двумя нотами – полутон. Два полутона равно одному тону. А система, которую вы увидели выше – называется равномерно темперированный строй. Она используется уже больше трёхсот лет. В данном контексте октава делится на математически равные интервалы, каждый из которых равен (12)√2 (корень 12-ой степени из двух)
Но это всего лишь набор из 12 нот. А чтобы написать красивую музыку – можно использовать 7, и даже 5. То есть мы выбираем из готовых 12 нот определённое количество, чтобы создать красивую гармонию. Если подробнее, то мы можем получить из стандартных гамм – 12 мажорных и 12 минорных. И это я не беру в расчёт другие гаммы. Например, мне очень нравится дорийская, в которой 7-ая ступень понижена на один полутон. Но не буду вас этим нагружать. Это просто снова доказывает то, что всего нот 12.
Гамма – это звукоряд (набор из 7 нот), в котором первая и последняя ноты совпадают по названию, но находятся друг от друга на расстоянии октавы. Отличает различные гаммы друг от друга то, что они имеют свои собственные паттерны тонов и полутонов. Мажорная гамма (типа весёлая) имеет следующую схему интервалов:
T T П T T T П (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон)
Если вы начнете играть такой паттерн от ноты “до”, то в конечном итоге сыграете все белые клавиши на фортепиано. Но если начнёте играть от ноты “ми”, то получится другая гамма, состоящая не только из белых, но и из чёрных клавиш.
Например построим несколько разных популярных тональностей с помощью того самого паттерна (написанного выше). Можете проверить сами по правилу T T П T T T П
Соль мажорная тональность – Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа диез, Соль…
Все белые клавиши, кроме одной. За место Фа используется Фа диез. Это чёрная клавиша. Наверно это не нота, могут сказать защитники 7-нотной системы, но нет! Фа диез – такая же нота, как и все остальные. И в соль-мажорной тональности написано множество классной музыки. Да и классики эту тональность очень любили. Маленькая ночная серенада – Вольфганг Амадей Моцарт; Концерт для фортепиано с оркестром № 4 – Людвиг ван Бетховен; Большая соната для фортепиано соч. 37a – Пётр Ильич Чайковский и так далее и тому подобное.
Возьмём ещё пример. Си мажорная тональность. Хотите попробовать сами? Всё то же правило - T T П T T T П. Берём ноту B (си) и идём от неё на тон выше, затем снова на тон, после на полутон и так далее. Картинка ниже:
Си, До диез, Ре диез, Ми, Фа диез, Соль диез, Ля диез, Си.
И снова много диезов? Снова чёрные клавиши, которые почему-то не считают за ноты. А так-то по-хорошему в этой тональности пишут музыку до сих пор, а классики так вообще любили в неё экспериментировать. Шопен – Ноктюрны ор. 32 № 1, op. 62 № 1; Брамс –– Фортепианное трио № 1, op. 8; Мусоргский – “Тюильрийский сад. Ссора детей после игры” из цикла “Картинки с выставки”; Глазунов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2; Алькан – Этюд op. 35 №11, "Posément"; Шостакович – Симфония № 2 op. 14 “Октябрю” и так далее и тому подобное.
В этот момент чёрные клавиши нервно стоят в сторонке и спрашивают защитников плоской земли защитников семи-нотной системы:
“Мы что, для вас просто шутка?”
А гитара, где нет чёрных клавиш, а ты играешь по ней по всем ладам, но стараешься сделать всё гармонично и... Она смотрит на всё это и думает:
Вы о чём ребята? Какие 7 нот?
Музыкальную теорию можно продолжать и продолжать, но сие объяснения не для этой статьи. Не будем раздувать статью до размеров учебников по сольфеджио. Я лишь добавлю ниже ещё немного информации, которая улучшит наши с вами размышления.
Нот в европейской системе – 12, и все они равны. Но например в балканской музыке – 17 нот, в древней Грузинской – 15, а в Индийской – 22. В некоторых народах было разделение и на 5 нот, но так музыка казалась максимально простой. А многие народы всегда старались что-либо усложнить и сделать намного приятнее. Но в любом случае все всегда приходили к разделению на октавы, ибо такой способ приятен слуху и чисто по физическим законам лучше подходит для гармонии. А эти самые октавы уже делили как кому вздумается.
Истоки мифов
Миф о том, что в музыке используется всего семь нот – абсурд. А как же смена тональности, модуляции, заимствуемые аккорды, дополнительные блюзовые ноты (добавленная пониженная пятая ступень в минорную пентатонику, а это как минимум 10 разных нот из всех тональностей) и так далее и тому подобное? Таким образом в одной песни мы можем создать массив не из 5, не из 7, а из 8,9,10,11 и даже 12 нот. Да, в таком случае, музыка будет очень сложная, но если это растянуть на много минут, то постепенные модуляции и заимствования превратят трек в чудесное разнообразие.
Так откуда этот миф о семи нотах?
Во-первых, недопонимание. Всего не семь нот, а семь названий нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Названия, Карл! А остальные 5 нот, где совпадают названия, но добавляются диезы или бемоли – это многие люди решили почему-то упустить. Слишком сложно наверно. Но упускать их нельзя, ровно, как и называть их “не-нотами”.
Плюс к этому, всего в одной стандартной тональности – 7 нот. Но выбраны они были, как описывалось выше, по определённым правилам из 12-ти нот.
Во-вторых, популярность. 95% современной популярной музыки написаны в До-мажоре или Ля-миноре. То есть те самые пресловутые семь нот, о которых многие и твердят. Но почему те, кто слушают классику (где имеются все 12 нот) или учились в муз.школах всё равно защищают 7-нотную ступень как эталон? Это кроется в ещё одной причине (ниже).
В-третьих, некомпетентность. Эти люди думают, что знают и доказывают своё знание псевдофактами, не обращая внимания на банальные вещи перед глазами. Да что говорить! Я таким же был, но повзрослел и понял, что надо всегда копать глубже, даже если кажется, что ты уже знаёшь всё в поставленном вопросе.
Так вот, этот тип людей думают, что компетентны, но на самом деле им не хватает ещё немного знаний, которые они не хотят получить. Лень или упёртость? Решайте сами, но факт остаётся фактом. Эти люди не правы, и большинство из них ни за что не признают свою неправоту.
Вот, например некомпетентность выражается в том, что семь нот считают нотами, а всё остальное звуками. Но ноты – это и есть звуки определённой частоты, о чём я говорил в начале статьи. Да и если собрать все произведения, где от каждой тональности взять одинаковое количество треков, то всё равно в итоге на свет появятся 12 нот. Плюс незначительные дополнительные ноты, например бенды на струнных инструментах. Но по соотношению к 12-ти нотам их будет очень мало. Надеюсь, я вас не запутал.
Сколько всего существует нот? (В стандартном европейском понимании на большинстве инструментов. Всего нот, а не нот в одной тональности. Не путать! :))
Такой вопрос был задан в моём музыкальной тесте. А ниже пару комментариев под ним.
Подобных комментариев на самом деле было больше. Да и не закрываем глаза на количество лайков под комментарием. Но вот те, кто переходили на личности, обзывая меня всякими некрасивыми словами – попадали в бан. Уж такой я человек. Хотите что-то донести – без обзывательств пожалуйста!
Кстати, нот действительно можно сделать и сто, и двести, и триста и более в пределах одной октавы. Но в тесте было указано и расписано, что я имел ввиду, а также даны разные варианты ответов. То есть встав перед выбором между 5, 7, 10, 12 нотами – многие ответят “7”, и это нормально. Не все музыканты. Но если человек с пеной у рта доказывает, что был неправильно поставлен вопрос или вводит нас в заблуждение про звуки и ноты, то увы – это диагноз. И это они ещё приправляли всё заумными словами, наверно думая, что я не знаю об этом. Но нет, вообще-то. Я знаю о чем говорю! И информацию проверял ни один раз.
Все ошибаются, и это нормально. Но не надо спорить, не разобравшись в вопросе. Хотя нет... спорьте! Дискутируйте! Но задавая при этом нормальные вопросы, а не утверждая о чём-то конкретном и выставляя себя в не очень хорошем свете. Да и ещё потом не отвечая на комментарии, скрывшись от всех. "Пукнул и убежал", уж извините за жаргон 😅
Короче, это можно мусолить ещё очень долго. Но я надеюсь хорошо всё расписал и объяснил. Потом как-нибудь я расскажу и об истории нот, и о разнообразии музыки в разных культурах и прочее-прочее. То, что занудно выставляется в сольфеджио, можно на самом деле пересказать намного проще и интереснее. И я постараюсь написать статьи на подобные темы.
Спасибо что дочитали до конца! Понравилось? ⇉ Ставьте лайк и подписывайтесь. Забегайте в наш Телеграм или ВК, и используйте крутой СтикерПак от наших котов. А если вы дочитали до конца, то может вы пожелаете пройти тот самый тест? На первый вопрос то вы точно теперь ответите правильно :)