Ряд активно пишущих "могликов"-флудеров, или просто демагогов очень часто, когда им это удобно, любят "включать нерусскую чурку":
-мая нипанимая, што такоей мошный вадародник...
Хотя про это сказано и проговорено многократно, в самых разных источниках.
В том числе и у меня на канале, в:
и далее, продолжение 8.
Если коротко - мощный "водородник" это двигатель на топливной паре водород-кислород, мощностью (тягой) от нескольких десятков тс, выполненный при этом по "классической" схеме ЖРД с ТНА и газогенератором.
Почему обязательно упоминание про "классическую" схему?
Потому, что есть другая, "безгенераторная", применяется на маломощных двигателях - RL-10 и их последователи и аналоги.
Многократные запуски в вакууме, используется в разгонных блоках. "Безгенераторная" схема:
Небольшое пояснение.
В этой схеме водород и кислород "встречаются" только в камере сгорания, никаких других "плановых" и "неплановых" встреч нет, для этого все максимально разнесено.
Изначально водород из бака под давлением наддува поступает в трубки охлаждения КС. За счет теплоемкости двигателя водород испаряется, идет газообразный на турбину, раскручивает ее и поступает в КС. На валу турбины расположены насосы подачи водорода, а насос кислорода связан с турбиной механической передачей.
Какие либо утечки водорода в кислород и наоборот исключены.
После зажигания смеси в КС начинается нагрев стенок КС и сопла и активное испарение водорода. Мощность турбины вырастает и двигатель выходит на рабочий режим.
Водород, в отличии от других топлив, даже сравнительно близкого метана (СН4) образует с кислородом взрывоопасные смеси в очень широком диапазоне концентрации компонентов.
Почему ограничена тяга "безгенераторной" схемы?
Одна из основных причин - работает "куб-квадрат". Для привода турбины нужно определенное количество газообразного водорода, который нужно испарить. Испарение идет за счет нагрева водорода в двигателе, в его системе охлаждения.
При увеличении размеров и размерности двигателя площадь нагрева растет в квадрате от линейных размеров, а мощность и потребное количество топлива - в кубе.
Площади нагрева недостаточно - нужно переходить на газогенераторную схему.
Про нее, водород, его "прелести" - немного позже.
Пока же - если кто знает мощные "водородники" (кроме почившего в бозе J-2), которые запускаются в полете - пусть приводят пример.
Если не знает таких двигателей - тогда пусть зазря не флудит и демагогию не разводит. А просто скажет, что СЕЙЧАС таких нет.
Я достаточно терпелив и толерантен - но всему есть предел.