История группы Buzzcocks. Пионеры поп-панка. «Это жужжание, Приятель!»
История группы начинается в середине 70-х гг. Созданная на волне панк-рока, группа, тем не менее, снизила градус агрессии, характерной для исполнителей данного жанра. Они и являются создателями того мелодичного панка, который затем будет подхвачен другими коллективами вроде Green Day. Это поп-панк.
Будущие участники группы Говард Траффорд и Пит Макниш познакомились, когда последний откликнулся на объявление первого о том, что тот ищет единомышленника для того, чтобы создать группу. Говард на тот момент учился в Болтонском технологическом институте. Затем они оба сменят свои фамилии – Говард возьмет в качестве псевдонима фамилию Девото, а Пит фамилию Шелли. Так началась история этой группы. Название группы было взято из фразы «Get a Buzz, Cock», вычитанной ребятами из рецензии на мюзикл «Follies».
Именно Buzzcocks, как уже было сказано, помогли выступить группе Sex Pistols в Манчестере в 1976 году, под влиянием которых ребята в начале своего пути были. На самом первом концерте им выступить вместе с «пистолетами» не удалось, так как коллектив покинули басист и ударник. Зато на том легендарном концерте Пит и Говард познакомились с новым бас-гитаристом Стивом Дигглом. Барабанщика Джона Мэйхера ребята найдут по объявлению в New Manchester Review. Уже через месяц Buzzcocks выступят на разогреве у Sex pistols, а также отправятся с ними в Anarchy tour. Вернувшись из тура, группа запишет свой первый мини-альбом Spiral Scratch, записанный на собственные деньги и выпущенный тиражом в 1000 экземпляров. К тому моменту у ребят был свой независимый лейбл New Hormones Records, который и выпустил этот миниальбом. Такой подход к записи называется Do it yourself («сделай это сам»), когда музыканты сами на коленке создают свой материал на свои деньги. Группа немало поспособствовала развитию такого подхода.
Девото вскоре уйдет из группы, чтобы основать новую группу Magazine. Пит Шелли станет вокалистом, Стив Диггл перейдет с бас-гитары на электрогитару, а новым басистом станет Гарт Смит.
Стив Диггл: «Уход Говарда стал для нас с Питом сюрпризом. Иногда мы репетировали у него дома, и вот мы сидим в гостиной, а он открывает дверь и говорит, что хочет уйти из группы – это было шоком! Мы отыграли всего несколько концертов на самом деле. Он по прежнему учился в университете на последнем курсе, и он хотел закончить свою дипломную работу. Он сказал: «Я сделал то, что хотел сделать, то есть записать пластинку. А теперь я хочу уйти». (..) Мы посмотрели друг на друга и решили: «Ну что ж, будем продолжать сами». Он держался отдельно от всей группы. Он никогда не ходил с нами в паб – такой вот он был скучный! (Смеется) Никакого неуважения, он отличный парень. Я как раз написал песню Fast Cars для группы. Когда я к ним присоединился, у них была написана одна вещь, Orgasm Addict. Я оставил слова песни дома, поэтому они их переписали заново. То же самое я сделал с Promises: когда я ее написал, это была политическо-социальная вещь, и снова она превратилась в долбанную любовную песню! (Смеется)»
Сам Говард вспоминает, что его уход из группы был облегчением для Пита Шелли, который мог стать теперь лидером группы и писать свои песни. На самом деле, Говард продолжил помогать группе – Buzzcocks все также собирались у него для репетиции своего нового материала, Говард был их вторым менеджером: договаривался об издании их пластинки с рекорд-лейблами, искал контракт на запись и т.д.
В сентябре 1977 года группа заключила контракт с большой компанией United Artists, а через месяц коллектив выпускает синглом песню Orgasm Addicts, которую BBC сочтет слишком откровенной в плане текста.
В 1978 году коллектив выпускает свой дебютный полноценный альбом Another Music in a different kitchen. Большинство композиций согласно панковским традициям звучат не более двух минут. Этот динамичный с ритмичными ударными и звучанием а-ля Sex pistols альбом, словно бешеная моторная лодка, несет слушателя по волнам панка к берегу, где вместо типичного для панка антиутопического пейзажа мы попадаем на концерт 60-х гг. Да, в некоторых темах группы прослеживается битловский мелодизм: «ветер дует» как будто именно оттуда. Можно подумать, что это стеб, ирония над музыкой 60-х гг. В целом, альбом выдержан в сугубо панковской стилистике. Незамысловатые соло с этого альбома еще найдут свое отражение в «первых ласточках» Oasis в 90-е. Также на этом альбоме прослеживается влияние краут-рока (группа Can).
Именно с этого альбома критики стали замечать данную группу. Группа активно гастролировала в эти годы, записывалась в студии, а также выступала в радиопередаче у легендарного диск-жокея Джона Пила.
Группа с самого начала хоть и хотела быть такой же, как Pistols, все же она разительно отличалась от своих товарищей по панк-сцене. Как известно, «пистолеты» были анархопанками, саморазрушителями, а в эстетическом плане они были противниками всего, что связано с поп-музыкой 60-х гг. Никаких «битлов», «роллингов» и прочих классических команд. Исключением разве что были The Who, которых панки, вообщем-то, уважали, а в начале своей деятельности, «пистолеты» даже репетировали в одном из гаражей песню Substitute все тех же The Who. Ребята из Buzzcocks же словно нарочно допускали в своих песнях влияние поп и рок-музыки 60-х. Их песни, как Ever Fallen in Love (with Someone You Shouldn’t’ve) и Promises словно отматывали десятилетие назад в период, когда в мировых чартах доминировали все те же «битлы». Buzzcocks можно смело назвали «панковскими Beatles».
Затем, группа выпустит еще два альбома – Love Bites и A Different Kind of Tension. Во время работы над четвертым альбомом случилась неприятность: компания United Artists, на которой записывалась группа, была перекуплена EMI, которая отказалась работать с группой и приостановила работу над пластинкой.
В 1981 году группа распалась, просуществовав всего несколько лет. Правда, в 1989 году была попытка реанимировать группу и течение 90-хгг. коллектив в обновленном составе выпустит ряд альбомов, а в 2002 году Пит и Говард запишут альбом Buzzkunst – электронный вариант своего панк-рока. Это своего рода ностальгия по молодости.
Эта группа была частично показана в том самом фильме «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уиттерботтома. Там был один забавный момент: в начале фильма, когда все собрались в зале на концерте Sex Pistols актер, играющий Тони Уилсона нам, зрителям, представляет присутствовавших на концерте людей, будущих музыкантов. Когда очередь доходит до Говарда Девото, «Тони» нам сообщает: «Это Говард девото – он переспал с моей женой». Затем сцена, где киношный «Девото» идет с его женой в кабинку туалета. В это время сам настоящий музыкант, играющий в этом фильме уборщика туалета, ломая четвертую стену, нам сообщает: «Со своей стороны хочу заявить, что я такого не помню!». Вот такой вот забавный момент. Как и любые легендарные музыканты, участники Buzzcocks также обрастали легендами.
Как сказал про Buzzcocks Кит Левин, гитарист культовой пост-панковой группы Public Image Lmd: «Buzzcocks были чертовски недооцененной группой! Возможно, они выбрали неправильное название, а может, это мое восприятие их неправильно. Мне кажется, они должны были быть куда популярнее. Я не понимаю этого. Весь этот шум насчет манчестерской волны и все такое. Посмотрите на Oasis – что они такого особенного сделали? Почему Buzzcocks не могут быть такими же популярными, как Oasis?»