Предисловие для непостоянных (новых) читателей.
Статья, которую Вы собрались прочесть, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).
Начало темы.
Сегодня мы продолжаем исследовать сознание человека. Постоянному читателю Азбуки уже известно, что сознание проявляется в трёх базовых или фундаментальных направлениях. Первое - это воля, способная проявлять себя не только как чистая сила мышц, но и как сила характера. Помимо этого, воля является неотъемлемой составной частью громадного множества разнообразных желаний и эмоций, хоть обычные люди и не подозревают об этом. Вторая, базовая или фундаментальная часть сознания человека выражается как разные виды мудрости и любви. Разъяснению этого были посвящены темы №182 — 184 Азбуки. Теперь же нам осталось рассмотреть последнюю, базовую или фундаментальную часть сознания человека— ум и интеллект.
Научное сообщество утверждает, что именно ум отличает человека от животного. Это та черта, что разделяет разные царства природы между собой. Данное утверждение является только частично верным. Ведь высшие животные (морские, сухопутные, воздушные) тоже обладают умом разной степени выраженности. Многие животные способны испытывать эмоции. Возможно, не такие сильные, яркие и разнообразные, как у человека, но все же эмоции, возникновение которых без наличия ума технически невозможно. (Тема 183 и 184 Азбуки).
Многие могут задать вопрос: почему же высшие животные не используют свой ум? Почему они не строят, как люди, заводы, фабрики и пароходы? Высшие животные ещё как используют свой ум. Но его действие проявляется иначе, чем мы себе обычно это представляем. Цель животного царства состоит вовсе не в развитии ума, а в развитии разнообразных желаний и некоторых эмоций. Ум для них не имеет большой важности. А вот нынешняя эволюционная цель человечества, в отличие от животного царства, заключается именно в развитии ума, а также интеллекта.
Некоторые постоянные читатели Азбуки, изучая названия семи отделов Планетарного Правительства и тех качеств сознания, которые они призваны развивать, обращают внимание на якобы имеющуюся нелогичность следующего. Ум - это несомненно и бесспорно третье фундаментальное качество сознания всего живого, как Бога, так и человека. Таким образом, развитием ума в человеке должен заниматься именно третий отдел Планетарного Правительства, как развитием силы и воли занимается первый отдел, а развитием мудрости и любви занимается второй отдел. Но, согласно нижеуказанной таблицы, интеллект и наука - это компетенция пятого отдела вышеуказанной организации, а третий занимается тактом и приспособляемостью. Как же такое могло получиться? Не ли здесь ошибки?
Эта нелогичность является только кажущейся. На самом деле в таблице всё указано верно. Это человек неправильно понимает, какова цель ума в природе и каково его предназначение, а также то, что ум и интеллект - это разные вещи. Природа создала объект - окружающий мир и субъектов - живых существ, обитающих в нём. Для того чтобы субъект мог взаимодействовать с объектом, природа создала органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) и органы действия (руки, ноги, щупальцы, плавники, крылья и т. д.), при помощи которых живое существо может познавать окружающий его мир. Для такой деятельности ум вовсе не нужен. Именно поэтому мы наблюдаем громадное множество примитивных существ (насекомые, слизняки и т. д.), которые обладают зрением, например, но не обладают умом и интеллектом.
С другой стороны, окружающий мир населён очень большим количеством существ, и они находятся в различных видах взаимодействия друг с другом. Поведение многих животных основано на инстинктах (низшая мудрость). Но когда у высших животных начинает «просыпаться» ментальное тело, то их сознание начинает усложняться. Желания, благодаря уму, превращаются в эмоции. У животных появляются воспоминания о плохом и хорошем. А поведение, основанное на инстинктах, частично заменяется поведением на основе социальной системы. Такие сообщества животных уже не похожи на стаи примитивных рыб в океане. Это уже социальное образование с распределением ролей и социальной иерархией. Причём такое изменение стало возможным только благодаря появлению ума.
Если примитивная рыба в океанской стае ощущает себя частью чего-то большого, как песчинка в бархане, то высшие животные, благодаря уму, начинают понимать свою индивидуальность. У них появляется личный характер (самосознание). Люди, содержащие домашних животных, прекрасно знают об индивидуальных характерах своих питомцев. Это же признаёт официальная наука, утверждая, что генетики могут создать полную копию вашей кошки или собаки до последнего волоска. Но они категорически не способны воссоздать индивидуальный характер высшего животного. Таким образом, не осталось никаких сомнений в том, что высшие животные ещё как пользуются умом. Именно он даёт им эмоции, делая их похожими на людей. Именно он даёт им воспоминания о прошлом, позволяет появиться индивидуальному характеру, создаёт формы социального устройства и иерархии. Если бы у высших животных не было ума, они были бы похожи в своём поведении на насекомых и примитивных рыб в морской стае. Всё вышесказанное о высших животных в полной мере относится и к человеку.
Теперь мы подошли к ответу на вопрос: почему третье фундаментальное качество в Природе и третий отдел Планетарного Правительства называются не ум, а «такт и приспособляемость»? Что же такое ум? Это способность понимать. Ребёнок, который ещё не начал ходить в школу, не умеет читать и писать, не знает никаких наук, обладает понимаем вещей, пониманием социального устройства семьи и иерархии в ней. То же самое можно сказать и о животных. Они тоже не знают никаких наук, но они понимают суть социальной системы как форму обоюдного сожительства и взаимодействия, а также своё положение в этой иерархии. Животные, не обладающие умом, не поддаются дрессировке, так как не обладают пониманием. Ими движут инстинкты или низшая мудрость.
Что же такое такт? Во-первых, применительно к высшим животным и человечеству - это соразмерность поведения с чувствами и поступками других существ в сообществе. Без ума такт невозможен. Это именно осознанное, а не инстинктивное поведение. Во-вторых, чувство такта в человечестве выражается в ненанесении вреда окружающей среде, т.е. в поиске способов гармоничного и взаимного обитания громадного множества существ на планете, относящимся к разным царствам природы.
Что такое приспособляемость? Это процесс активного приспособления существа к условиям окружающей среды. В животном царстве мы наблюдаем просто громадное множество самых удивительных видов и типов приспособляемости. Для примера взглянем только на один из них. Птица колибри, чей длинный клюв сделан специально под определённый тип цветка. Само собой разумеется, что такой клюв птица создала себе не сама, при помощи своего ума. Ей в этом помогли разумные, но невидимые существа.Возможно, Ангелы.
Теория Дарвина говорит о существовании естественной приспособляемости, но она крайне ограничена в своих возможностях. Никакая естественная приспособляемость не позволила бы птице колибри получить такой клюв даже за 100 тысяч лет, а дятлу - его уникальную систему долбления дерева без нанесения вреда собственному здоровью. Это, несомненно, есть результат умышленной и разумной деятельности хоть не самих животных, но существ, невидимо оказывающих им помощь в приспособляемости.
Если мы перейдём к человеческому царству, то увидим приспособляемость во всей своей красе. Благодаря уму и интеллекту человек научился обитать во всех природных зонах. Он приспособился ко всем видам пищи и условиям существования. Несомненно, что всё это стало возможным именно благодаря уму и интеллекту. Таким образом, «такт» (взаимодействие в сообществе) и «приспособляемость» (взаимодействие с окружающей средой) есть главная функция ума в природе, а вовсе не строительство заводов, фабрик и пароходов, как мы привыкли об этом думать.
Цель ума - это разумное познание окружающего мира с целью разумной и умышленной помощи природе в её эволюционных процессах. Ум сначала должен ответить на вопрос: как человеку и окружающему миру взаимовыгодно существовать, не нанося вреда друг другу. Затем интеллект человека должен подсказать уму, как помочь природе там, где автоматически действующие законы природы не всегда действуют эффективно и требуют вмешательства в ручном режиме. Понимая законы генетики, например, человек может внести в них изменения и тем самым помочь тому или иному виду животных избавиться от испытываемых проблем. Таким образом, наделяя человеческое царство умом (интеллектом) природа получает в ответ армию разумных помощников и сотрудников.
На раннем этапе развития обладающее умом (интеллектом) человечество начало использовать свой «подарок» в личных и корыстных целях: с намерением подчинить себе природу и сделать своё проживание на планете максимально комфортным и приятным. Законные интересы других царств природы человечество просто игнорирует. Оно делает (строит или уничтожает) что хочет, когда хочет и где хочет. Благодаря уму и интеллекту человечество считает себя «царём зверей», имеющему право распоряжаться планетой по своему усмотрению. Только сейчас стали появляться лозунги о защите экологии. Но еще долго человечество будет использовать природу в своих целях: а) переработка сырья в экономических целях; б) средство политического давления на другие малоэкологичные страны; в) страх погибнуть от изменений климата вследствие бурной деятельности человеческой промышленности. Со временем человек станет применять свой интеллект как акт безвозмездной помощи природе. Но это произойдёт в будущем.
Какое-то время родители позволяют ребёнку играться в своё удовольствие, заявляя, что он ещё мал и живёт беззаботной жизнью, не выполняя полезных обязанностей. Но придёт время, когда он должен будет начать их выполнять. Природа поступает аналогичным образом в отношении человечества. Природа уже наделила нас умом, но ещё ждёт, пока человечество повзрослеет и наиграется, чтобы начать выполнять свои полезные функции.
Теперь выясним, почему ум и интеллект -это разные понятия и явления. В природе сухой интеллект - это лишь прибор или инструмент, который используется для полезной деятельности. Но сам по себе является бесполезным. В области музыки таковым прибором может быть пианино, при помощи которого человек создаёт мелодии. В области строительства таковым прибором может быть грузовик, при помощи которого человек способен быстро и далеко перевозить груз, намного превышающий естественные человеческие силы. Какую ценность имеет музыкальный инструмент и грузовик сам по себе? Никакой. Только в руках человека они становятся активными и полезными. Причём более технологичный и высокоэффективный прибор способен принести большую пользу, и наоборот, соответственно.
Полностью аналогичным образом дело обстоит и с интеллектом. Сам по себе он лишь инструмент. Чем больше интеллект развит, тем больше пользы он способен принести человеку и природе в области такта и приспособляемости. Именно поэтому существует Пятый отдел Планетарного Правительства, цель которого - совершенствование интеллекта через различные науки, чтобы довести этот инструмент и его возможности до максимальной эффективности и полезности. Если разъясняющим смысловую суть термина «ум» является слово «понимание», то слова «рассуждение и творчество» разъясняют смысловую суть термина интеллект. Интеллект рассуждает, сравнивает, находит общее и различия, каталогизирует, систематизирует и т. д. Довольно наглядным примером является Маугли, т.е. человеческий детёныш, выросший среди животных в дикой природе. Он обладал умом, как и другие высшие животные, понимал социальное устройство стаи и своё положение в ней. Но вот интеллекта у Маугли не было, так как у Маугли не было учителей. Таким образом, «ум» и «интеллект» это разные вещи. Ум - это третье фундаментальное качество сознания, а интеллект - это инструмент ума, которым он пользуется для достижения поставленных задач.
Интеллект является по своему уникальным. Ведь он может применяться в самых различных направлениях деятельности человека (спорт, медицина, строительство, бизнес, война, сельское хозяйство, пищевая промышленность и т. д.). Теперь ещё больше становится понятным, почему животные не строят фабрики, заводы и пароходы? У высших животных есть ум, позволяющий им понять свою индивидуальность и разумно понимать социальное устройство. Но у высших животных нет творческого интеллекта. Они ещё не получили необходимый эволюционный толчок для его активации, о чём будет сказано ниже. А люди, наоборот, получили.
А теперь давайте обратимся к Западной Церкви, где третьим лицом Бога является загадочный и не постижимый Святой Дух. Церковнослужащие способны часами, даже днями рассказывать Вам о Святом Духе, его пользе и необходимости. Но они так и не смогут дать Вам понятный ответ на вопрос: что же такое Святой Дух, который на иконах обычно изображён в виде голубя или огня как символа. Если же мы обратимся к более профессиональным религиям мира или к знающим гностикам, которых изгнали на Западе во время внутрицерковной войны ранних веков, то узнаем, что Святой Дух Церкви - это одновременно и третья отдельная личность Бога, и третье фундаментальное качество сознания, которым является ум. А так как творческий интеллект является инструментом ума, то он также относится в Святому Духу.
Теперь становится понятным высказывание из Христианских текстов, согласно которым Бог направил к людям Святой Дух. Это означает активацию у человеческого царства творческого интеллекта через прикосновение Манасапутр, которое имело место по воле Бога примерно 6.5 миллионов лет назад. Связь Святого Духа (интеллекта) с Истиной, с науками, с обучением многократно присутствует в различных Христианских текстах. С другой стороны, Восточная ветвь Церкви почти до нуля унижает значение ума в конституции человека, отводя ему далеко второстепенную и малозначительную роль. А вот перед сердцем и эмоциями любви Восточная ветвь Церкви просто преклоняется, утверждая, что только это и имеет значение, только это является важным.
Утверждение Христианских текстов о том, что спасение без Святого Духа невозможно и в принципе осуществимо только с его помощью, теперь принимает совершенно новый смысл. Церковнослужащие, унижающие значение ума (интеллекта) и его функций в природе, унижают и самого Бога. Ведь Бог создал мир не одной любовью. Он использовал всю мощь своего ума и интеллекта для этого. Это же касается принижения церковнослужащими значения медитации как формы развития ума и сильного преувеличения силы и пользы эмоциональной молитвы.
Итак, мы выяснили, что ум и интеллект - это разные явления. Причём интеллект является инструментом, который использует ум для выполнения своих задач. В Планетарном Правительстве есть Седьмой отдел под названием Церемониал и Сотрудничество. Что по своей сути представляет Церемониал? Это установление определённого порядка в поведении, указание на то, какие действия, кем и когда должны быть совершены, чтобы эти действия породили необходимый полезный результат. Если совершается не тот вид действия, не тем лицом, не в нужное время или неправильным способом, то действие считается негодным или не порождающим необходимый результат.
У церемониала три составных элемента. Во-первых, ум решает установить некую систему поведения с целью достижения определённых результатов. Во-вторых, интеллект создаёт правила, выполнение которых приводит к достижению полезного запланированного результата. В-третьих, воля, она же сила, (власть, ресурсы) заставляет весь механизм функционировать. Нет человека, который бы не был знаком с церемониалом. Каждый хотя бы раз получал ту или иную услугу у государства: будь то получение паспорта, водительских прав, медицинских услуг, образовательных услуг, получение субсидий, льгот или вычетов. Церковь - это ещё одна организация, где церемониала довольно много, но он позволяет много вольностей. У Масонов же церемониал возведён в апогей. В отличие от Церкви, церемониал Масонов скрывает в себе тайны устройства мира и человека.
Церемониал, как в Церкви, так и у Масонов обычно идёт рука об руку с сотрудничеством. В нём человечество взаимодействует с Царством Ангелов, хотя сейчас об этом люди даже не подозревают. Седьмой отдел Планетарного Правительства учит взаимодействовать различные царства природы, которые при сложении своих усилий способны достичь куда больших результатов, чем по одиночке.
Всем прекрасно известна поговорка, что мужчина и женщина - это две половинки единого целого. Мужчине свойственны одни качества, а женщине - другие. Но когда же два разных пола взаимодействуют, то достигается некая гармония между противоположными качествами. Таким образом, каждая семья есть маленькая ячейка сотрудничества между противоположностями. Вероятнее всего, это многих удивит, но в природе есть ещё одно, куда более значительное деление на противоположности. Всё царство Ангелов на планете Земля можно назвать одной половинкой, а всё человеческое царство, наоборот, другой. У Ангелов есть особенности и качества, слабовыраженные в человеческом царстве, а у людей, наоборот, есть качества, слабовыраженные у Ангелов. В планетарном масштабе Ангелы и люди - это почти то же самое, что мужчина и женщина.
У нас остались не исследованными ещё два набора свойств, присущих сознанию человека, которые призваны развивать Четвёртый и Шестой отделы Планетарного Правительства. Что же такое Гармония, Красота и Искусство? Гармонией можно назвать действие, совершённое в нужном природе направлении, а дисгармония - это действие, совершённое в неправильном направлении. Гармоничное действие является хорошим и полезным, а дисгармоничное, наоборот, вредоносным. Ум и интеллект способны определять, какое действие вызывает гармонию, а какое - нет. Наука давно определила законы гармонии в архитектуре, музыке, в цвете, в геометрии, в математике и т. д.
Удивительный факт. Качество гармонии является национальным символом для Китайцев, которые с генетической точки зрения являются Туранцами, т.е. представителями четвёртой подрасы Атлантов (четвёртая Коренная раса). Со временем Китайцы совершили метисацию с Монгольской подрасой (седьмая подраса Атлантов), а позднее совершили метисацию с Гобийцами и Тевтонцами (первая и пятая подрасы Арийцев). Несмотря на всё это, Китайцы остаются Туранцами, т.е. четвёртой подрасой четвёртой Коренной расы. Качество гармонии призван развивать именно Четвёртый по счёту отдел Планетарного Правительства. Возникает вопрос: это простое совпадение или Китайский народ находится под особой опекой Четвёртого отдела Планетарного Правительства? Может, Природа именно через Китай демонстрирует качество гармонии всему миру?
Теперь взглянем на качество Красоты. Многие скажут, что на вкус и цвет товарищей нет, что красота - это сугубо субъективное свойство, её невозможно измерить или взвесить. Но так ли это на самом деле? Может ли быть красивым то, что является негармоничным? Нет, не может. А вот гармоничное всегда будет восприниматься красивым. Таким образом, качества гармонии и красоты взаимосвязаны друг с другом, но у них есть отличия. Гармония может быть высчитана научно, ибо она связана с умом и интеллектом. А вот красота - это эмоционально-чувственное явление. Смотря на красивый объект, человек ощущает его красивым и не всегда способен словами описать, почему он красив. Красота - это внутреннее ощущение, некое чувство. О том, что красота и гармония выражают себя через различные искусства, как интеллект выражается через различные науки, полагаю, говорить нет необходимости. Это и так понятно.
Нам осталось взглянуть на последнее свойство сознания: на Благоговение и Преданность, которое является компетенцией Пятого отдела Планетарного Правительства. Если свойство гармонии и преданности есть преобразованная умом мудрость, то красота и благоговение есть преобразованная умом любовь. Если человек эмоционального темперамента, то для него особо важно, что бы объект благоговения был реально существующим лицом, в том числе существовавший в прошедшие исторические эпохи. Для человека ментального темперамента не имеет значения, является ли объект его благоговения искусственно придуманным лицом или реально существовавшим когда-либо. Для человека ментального темперамента более важны качества, а для человека эмоционального темперамента тот, кто является носителем этих красивых качеств.
Справочная информация.
Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (темы №100 - 196). Второй том называется «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).
Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: