Серия экранизаций бессмертного одноимённого романа Фрэнка Герберта не может оставить равнодушным ценителя фантастики. Глубоко проработанный мир, в котором Атрейдесы и Харконнены вцепились друг другу в глотку за право контролировать жизненно важный ресурс привлекает внимание читателей как минимум с 1965 года благодаря своей непохожести на другие популярные вселенные.
Серия получила три экранизации
1) «Дюна» Дэвида Линча, снятая в 1984 году. Красочно, стильно, но многое внёс режиссёр, игнорируя первоисточник
2) «Дюна Френка Герберта» и «Дети Дюны». Сериалы, снятые каналом Sci Fi в 2000 и 2023 годах, ставшие самым продолжительным и развёрнутым повествованием по мотивам романов Герберта.
3) «Дюна» Дэни Вильнёва, 2021 года, ждущая продолжений в 2024 и последующих годах. Экранизация, на наш взгляд наиболее точно передающая атмосферу и дух первоисточника, хоть и не без новодела сценаристов.
Так что же притягивает читателей и зрителей в бессмертном романе? От менее интересных к наиболее значимым.
Внимание к экологии
Фрэнк Герберт на протяжении пяти лет изучал экологию пустынь, о чём рассказал в нон-фикшн романе «Пути к Дюне». Именно увлечение экологией и привело автора к описанию планеты, целиком покрытой именно пустынной природной зоной. Местные жители – фримены – научились очень эффективно расходовать воду и применяют добытые Гербертом знания в процессах преобразования пустыни в цветущие сады. Точные расчёты, работоспособные экологические модели имеют намного более интересные основания и глубокую проработку, чем вопросы техники. Сравните, например, объяснение запрета применения бластеров по силовым щитам и строение уловителя конденсата для горных растений, применяемых фрименами. Сразу становится понятно, что автору интереснее!
Отсутствие вычислительных машин
По уровню бытовой техники мы имеем дело с космическим «средневековьем». Да, люди перемещаются между звёзд, отталкиваясь от индивидуальных способностей навигаторов, вычисляют с помощью индивидуальный способностей ментатов всё, что нужно вычислить. Но это на грани искусства, а не планомерной системной рутинной работы, которую ведёт машина. Нет, люди Герберта не лишены техники – они хорошо владеют биохимией (например, при производстве ядов и средств их поиска), механикой и электротехникой, необходимыми при производстве машин и аппаратов, но на строительство микропроцессоров уже не замахиваются, ибо есть запрет, о котором поговорим позже.
Глубина проработки религии
Источниками религиозных особенностей сконструированных культов Френк Герберт без стеснения обозначает в названиях этих культов. «Оранжевая католическая библия», «дзен-сунниты», «дзенхристианский навислам» и т.д. Но при этом не гнушается вплетением и перемешиванием характерных черт конфессий. Так, например, в католической библии просматриваются каноны корана. В целом же, наибольшее влияние на религии «Дюны» оказали именно исламские течения от простых заимствований наименований до основополагающих догматов. Однако нашли место и каноны хтонических матриархальный культов (например, в ордене Бене Гессерит). Казалось бы, хаотичное месиво из расчленённых обрывков разных культов не должны были стать чем-то ценным, но после их сборки несколькими линиями пророчеств и переплетающихся божеств получается достаточно глубоко проработанная система верований, способная увлечь даже наших современников!
Также следует отметить, что именно в плоскости религии лежит запрет на строительство вычислительных систем, заставляющих людей развивать собственные ментальные и экстрасенсорные способности для решения насущных задач. Герберт изящно объясняет это взбунтовавшимся искусственным интеллектом, развязавшим войну против человечества много тысяч лет назад, против которого пришлось организовывать целый Батлерианский джихад. Двести лет шла война на истощение. Чтобы подобное не повторилось, победители запретили создавать машины, которые могли бы стать умнее людей и заявили, что человека заменять нельзя. Как же здорово, что появился меланж, давший жизнь ментатам! Иначе вряд ли луддиты смогли бы победить.
Социальное устройство
И, наконец, самое интересное! Империя «Дюны» имеет аристократическую феодальную структуру, построенную вокруг императорского дома и совета великих домов, разделяющих между собой обитаемую часть галактики. Каждый из лордов имеет свою армию и законное право применять силу против соседних домов, если видит угрозу даже не своему существованию, а просто благосостоянию. Сдерживают Империю от взрыва этой пороховой бочки разведывательно-разобщающая система императорского дома, нашпигованная шпионами и убийцами, усиленная сардаукарами, не позволяющая домам сплести мало-мальски опасный сговор, а также интересы Космической гильдии, которые могут без объяснения причин отказать любому дому в перевозке армий или товаров, и несколько политико-религиозных орденов, типа Бене Гессерит, плетущих интриги ради достижения своих целей. В целом получается гармоничная система, в которой каждый из участников имеет свои интересы и не имеет достаточно сил, чтобы систему пошатнуть. И именно попытка пошатнуть систему Атредисами и привела к необходимости сговора императора Шаддама IV с Владимиром Харконненом, вокруг чего и развернулся главный сюжет романа. А это десятки замотивированных индивидуальных персонажей, имеющих свои истории, цели, ресурсы и методы борьбы. Гениально!
А что бы Вы выделили особым образом в романах и экранизациях, посвящённых «Дюне»?
И в завершении, интересный факт: В 1975 году готовилась самая первая экранизация романа, однако после пяти лет подготовки проект так и не увидел свет. Интересно? Нам тоже!