Найти тему
Исторический архив

Творчество Пьера Абеляра

Когда Пьер оказался в Сен-Дени, после того, как Фульберг рассказал о его браке с Элоизой, он принялся за создание труда о Троице, который впоследствие был сожжен в Суассоне. Монахи монастыря оскорбились, когда Абеляр доказал, что Св. Дионисий, никогда не бывавший в Галлии, не мог быть основателем монастыря, как о том гласила монастырская легенда. Вследствие этого Пьер Абеляр был вынужден покинуть монастырь.

После этих событий Абеляр принимается за написание труда «История моих бедствий». В нем автор рассказывает свой жизненный путь от рождения до того как он оказался аббатом монастыря Св. Гильдазии. Как пишет Д.З. Арибжанова именно в этом труде «в подробностях излагается любовная история, которая имела огромное влияние на дальнейшую жизнь философа»[1]. Пьер Абеляр пишет автобиографию с целью восстановить свое доброе имя в глазах современников, а так же вызвать сострадание у читателя. Философ в своем труде признает греховность многих своих деяний, но во многом он признает греховность своих помыслов, которые он считал подлинными грехами. Он испытывает стыд, вспоминая о пережитых событиях в его жизни. Однако, как полагает С.И. Пискунова, хоть покаянные мотивы и звучат в начале его труда, но им движет самооправдание[2]. Абеляр преследует две цели: с одной стороны, он изображает свою жизнь как пример жизни всякого христианина, с другой стороны, прожитая жизнь открывается перед Абеляром как демонстрация справедливости Бога, карающего его за гордыню и сластолюбие. Об этом он пишет так: «я трудился, всецело охваченный гордостью и сластолюбием»[3].

Главной причиной всех бедствий, которые преследуют Абеляра, он видит в зависти церковников. Сосредоточенность Пьера на себе, страдальце, проявляется и в том, какое незначительное место отводиться его возлюбленной – Элоизе.

Последние годы жизни философ посвятил работе над своими главными философскими трудами – «Теология», «Диалектика», «Этика».

Незадолго до своей смерти Пьер Абеляр пишет работу под названием «Диалог между философом, иудеем и христианином», в котором изложена его этическая доктрина. В нем он сводит разные мировоззрения и вероисповедания в равноправном открытом споре. Вследствие чего, как отмечает В.В. Соколов, прокладывается путь к важному для эпохи Возрождения жанру – гуманистическому диалогу[4]. Так же в этом труде философ подчеркивает, что этика является целью всех наук[5].

[1] Арибжанова Д.З. Абеляр и Элоиза: скульптурная визуализация мифа о несчастных влюбленных // Известия ВГПУ. 2019. №2 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/abelyar-i-eloiza-skulpturnaya-vizualizatsiya-mifa-o-neschastnyh-vlyublennyh

[2] Пискунова С.И. Пьер Абеляр. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/piskunova-per-abelyar.htm

[3] Абеляр П. История моих бедствий / Под ред. Сидоровой Н.А. М., 1959. С. 20.

[4] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 167.

[5] Пьер Абеляр. Диалог между философом, иудеем и христианином. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Диалог_между_Философом,_Иудеем_и_Христианином_(Абеляр)