В его доме гостили самые известные деятели искусств, он создал свою оперу и занимался железнодорожными перевозками. Казалось, в жизни Саввы Мамонтова есть всё, чего только может душа пожелать. Успешный московский предприниматель, он был покровителем искусств, и многие начинающие художники были обязаны своим взлётом именно авторитету Мамонтова, человека, который всегда помогал талантливым людям.
Вот только тогда, в пору расцвета славы Саввы Великолепного, как называли мецената современники, никто не предполагал, что финал жизни его окажется серым и безрадостным, а последние свои дни Мамонтов проведёт в бедности. Что же случилось с ним? И за какой риск благотворитель заплатил всем, что имел?
Покровитель искусств
Приобретя усадьбу Абрамцево, Савва Мамонтов превратил свой дом в культурный центр Москвы. Здесь собирались художники и музыканты, скульпторы и критики, причём для каждого мнение самого Саввы Ивановича было крайне важным. Один только его внешний облик представлял собой сочетание силы и неиссякаемой энергии. Живописец Виктор Васнецов после первой встречи с меценатом, отмечал:
«Большие, сильные, я бы даже сказал, волевые глаза, вся натура стройная, складная, энергичная, богатырская, хоть среднего роста, обращение прямое, откровенное».
На картинах знаменитых русских художников были увековечены черты детей Мамонтова. Так, например, Алёша Попович в васнецовских «Богатырях» - Андрей Мамонтов, а «Девочка с персиками» Серова – дочь Саввы Вера.
Развитие деятельности и крах
Но не только живопись была страстным увлечением Мамонтова. Он захотел создать профессиональный частный оперный театр. На новой сцене исполняли не только произведения итальянских классиков, но и русских композиторов, подвергавшихся жёсткой критике – Мусоргского, Римского-Корсакова. У Саввы Ивановича было особое «чутьё» на таланты. Он по всей России искал исполнителей для своего театра – именно так был открыт для публики талант Шаляпина. Впоследствии певец уйдёт в Императорский театр, и Савва Иванович воспримет это как личное оскорбление и предательство.
Развивалась и предпринимательская деятельность Мамонтова. В 1872 году он стал директором Московско-Ярославской железной дороги. Также его детищем стала Донецкая каменноугольная дорога, которая позволила соединить шахтёрские города с промышленными центрами России. Конечно, столь масштабное строительство требовало немалых средств. Предприниматель нередко шёл на большой риск, беря у банков ссуду на немалую сумму, но ему всегда везло – деньги удавалось отдать вовремя.
Однако в 1899 году всё рухнуло, Мамонтов не смог в срок вернуть взятую у банка сумму, а после ревизии был выявлен ряд нарушений в ведении дел. Имущество Мамонтова было арестовано, сам он оказался в тюрьме. Защитником мецената на суде выступил знаменитый адвокат Фёдор Плевако. Он заявил, что деньги Савва Иванович брал не для собственных нужд, а для вложения в дела, полезные обществу.
На свободу прежний богач вышел абсолютным банкротом. У него не было совершенно ничего, а его единственным утешением стала художественная керамика. Немало произведений Мамонтова пользовались спросом в Европе. Вот только последние дни Саввы Ивановича прошли в бедности. Он умер в 1918 году, а из-за бурных событий в России смерть покровителя искусств осталась почти незамеченной. На могиле Мамонтова было всего четыре венка – от родных и самых близких друзей.