Найти в Дзене

Воспитание ответственности ребенка (или нужно ли дрессировать детей)

Попалась мне на просторах интернета фотография сбора в школу.

Подписывают ее по-разному. И «когда мама в командировке» И «когда отец командир десантно-штурмовой бригады»

Воспитание ответственности ребенка
Воспитание ответственности ребенка

Мамы школьников ее очень хорошо поймут. Те же у кого школьников нет, пока могут не понять, в чем прикол.

Поскольку в нашем доме сейчас 5 школьников, то мне она понятна как никому.

Настолько понятна, что я разместил это фото у себя в канале телеграмм и спросил уважаемых подписчиков, что они думают по ее поводу.

Вот результаты опроса.

Воспитание ответственности ребенка
Воспитание ответственности ребенка

К слову, я проголосовал за «иногда». Но есть нюансы.

Начну чуть издалека.

В процессе развития (онтогенеза) человек проходит три стадии:

  • природный индивид,
  • социальный индивид,
  • культурный индивид.

Сначала рождается маленький зверек с рефлексами, которые постепенно угасают. Это природный индивид.

Потом зверек социализируется, овладевая в той или иной степени культурными предметами (ложка, лопатка, смартфон). Зверек становится социальным индивидом.

Ну а дальше, кому повезет, кому нет, становится культурным индивидом. Ну это тот, кто живет в соответствии с общечеловеческими культурными нормами независимо от обстоятельств, в которые он попал.

И САМ несет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за их соблюдение.

Так вот, на стадии природного индивида, у детей (да что там дети, некоторые признаки природных индивидов можно найти не только у детей, но и взрослых) для выработки тех или иных навыков и,в том числе ответственности, используется оперантное научение, попросту дрессировка.

Собрал портфель – получи приз.
Не собрал правильно – будем тренироваться.
Воспитание ответственности ребенка
Воспитание ответственности ребенка

Но тут, как всегда, проблема в деталях. В каком возрасте считать ребенка уже социальным или почти культурным индивидом, а когда еще природным.

Тем более что дети очень индивидуальны.

На фото, которое, с которого я начал, дети уже достаточно большие . Судя по некоторым признакам– 6-8 класс.

Все-таки, до этого возраста в ребенке хоть и остаются некоторые признаки природного индивида (к слову, травля или буллинг – это как раз оттуда, зов природы), но признаков социального и даже культурного индивида должно быть больше. А культурный индивид, это уже как ни крути - личность, с правами которой стоит считаться. И давить их так жестко, все же не стоит.

Ну а теперь про свой личный опыт.

-4

В начальной школе (1-2 иногда 3 класс) с некоторыми детьми мы иногда устраивали подобное мероприятие.

Но уже к 4 классу у ребенка формируется ответственность, которая в нашем случае не требовала повторения подобных тренировок.

И конечно подобная тренировка не должна входить в систему, так как родитель, каждый день проверяя содержимое портфеля, избавляет ребенка от ответственности, к которой он должен приучаться.

Детский психолог, спортивный психолог, многодетный отец Лавриенко Дмитрий

Запись на мои консультации на моем сайте