Попалась мне на просторах интернета фотография сбора в школу.
Подписывают ее по-разному. И «когда мама в командировке» И «когда отец командир десантно-штурмовой бригады»
Мамы школьников ее очень хорошо поймут. Те же у кого школьников нет, пока могут не понять, в чем прикол.
Поскольку в нашем доме сейчас 5 школьников, то мне она понятна как никому.
Настолько понятна, что я разместил это фото у себя в канале телеграмм и спросил уважаемых подписчиков, что они думают по ее поводу.
Вот результаты опроса.
К слову, я проголосовал за «иногда». Но есть нюансы.
Начну чуть издалека.
В процессе развития (онтогенеза) человек проходит три стадии:
- природный индивид,
- социальный индивид,
- культурный индивид.
Сначала рождается маленький зверек с рефлексами, которые постепенно угасают. Это природный индивид.
Потом зверек социализируется, овладевая в той или иной степени культурными предметами (ложка, лопатка, смартфон). Зверек становится социальным индивидом.
Ну а дальше, кому повезет, кому нет, становится культурным индивидом. Ну это тот, кто живет в соответствии с общечеловеческими культурными нормами независимо от обстоятельств, в которые он попал.
И САМ несет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за их соблюдение.
Так вот, на стадии природного индивида, у детей (да что там дети, некоторые признаки природных индивидов можно найти не только у детей, но и взрослых) для выработки тех или иных навыков и,в том числе ответственности, используется оперантное научение, попросту дрессировка.
Собрал портфель – получи приз.
Не собрал правильно – будем тренироваться.
Но тут, как всегда, проблема в деталях. В каком возрасте считать ребенка уже социальным или почти культурным индивидом, а когда еще природным.
Тем более что дети очень индивидуальны.
На фото, которое, с которого я начал, дети уже достаточно большие . Судя по некоторым признакам– 6-8 класс.
Все-таки, до этого возраста в ребенке хоть и остаются некоторые признаки природного индивида (к слову, травля или буллинг – это как раз оттуда, зов природы), но признаков социального и даже культурного индивида должно быть больше. А культурный индивид, это уже как ни крути - личность, с правами которой стоит считаться. И давить их так жестко, все же не стоит.
Ну а теперь про свой личный опыт.
В начальной школе (1-2 иногда 3 класс) с некоторыми детьми мы иногда устраивали подобное мероприятие.
Но уже к 4 классу у ребенка формируется ответственность, которая в нашем случае не требовала повторения подобных тренировок.
И конечно подобная тренировка не должна входить в систему, так как родитель, каждый день проверяя содержимое портфеля, избавляет ребенка от ответственности, к которой он должен приучаться.
Детский психолог, спортивный психолог, многодетный отец Лавриенко Дмитрий
Запись на мои консультации на моем сайте