Найти в Дзене
Тишь да Гладь

Такое богатство, а обеднели все

Самой неприличное, по моему мнению, что может произойти с человеком – это вступить в спор, а порой в беспощадную борьбу, с родственниками за наследство. Предмет наследования может быть ничтожным, а война за него идёт нешуточная.

Старики уходят. Село пустеет. Фото автора
Старики уходят. Село пустеет. Фото автора

Узнали мы тут в деревне, что один наш знакомый в срочном порядке собирает пожитки – якобы, родной дядя по суду выгнал его из дома бабушки. Дóма, который лет пятнадцать стоял нежилым. Внук столько лет его восстанавливал, холили и лелеял. И вот на тебе – выметайтесь.

Старики уходят. Село пустеет. Фото автора
Старики уходят. Село пустеет. Фото автора

Поговорить со знакомым о том, что же всё-таки произошло, мы не успели – узнали, когда тот уже уехал. А слухи ходили один чуднее другого: то ли внук в результате – жулик, то ли дядя жадный. Так как случай необычный, решила я в нём разобраться.

Раз выселили по суду, значит есть решение суда, а все они в открытом доступе. Если дали срок на выселение две недели, на вступление решения суда в законную силу требуется десять дней с момента его вынесения, то можно примерно высчитать дату заседания. Таким нехитрым путем на сайте суда нашла это заседание из категории "Споры, связанные с наследованием имущества".

И вот как дело было:

В 50-ых годах деду нашего знакомого Сельским Советом для индивидуального строительства был предоставлен земельный участок на праве собственности на землю бессрочного пользования землей, общей площадью 1700 кв.м. Дом дед построил, жил в нем со своей семьей, но документов никаких на участок оформлено не было. Две дочери и сын выросли, разъехались, создали свои семьи.

Дед со своей супругой умерли в начале двухтысячных. Дети к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, а на это отводится определенный срок: в течении шести месяцев и не позднее. По истечении шести месяцев наследники могут вступить в наследство.

Но принять наследство можно и по факту, что и сделали дочери умершего: "продолжая после их смерти осуществлять текущий ремонт дома и засаживать земельный участок по вышеуказанному адресу, нести расходы по оплате коммунальных услуг, также услуг страхования."

Спустя пару лет дочери всё же хотели зарегистрировать свое право по 1/3 доли на каждого. Но тогда им отказали, так как оказалось, что участок на праве собственности принадлежит брату. Несмотря на это в суд они тогда не обратились и продолжили пользоваться домом и участком.

Годы шли, вот уже за домом внук ухаживать стал. Дядя никаких препятствий не чинил, так как живет на другом конце страны. Но то, что дом всё же его, иногда напоминал.

Спустя двадцать лет внуки решили восстановить справедливость, оспорить единоличное владение дяди и выделить доли своих матерей. Ведь за двадцать лет дядя в своём доме ни разу не появился. Если бы ни внуки, дома уже бы и не было.

Но в суде им отказали. Суду уже не важно, каким образом двадцать лет тому назад дядя смог оформить участок в свою собственность, законно или незаконно. Срок исковой давности, три года, давно уже прошёл.

Наш знакомый по закону дом потерял. А ведь мог и дальше им пользоваться, но нашла коса на камень. Бедный домик, что с ним стало: в пустых окнах висят сорванные занавески, забор спилили, теплицы разломали, скважину засыпали, всю мебель раздали, вывезли, выкинули.

Вот и еще один дом на этой улице осиротел. Фото автора
Вот и еще один дом на этой улице осиротел. Фото автора

Незавидная судьба теперь у домика – зарастет бурьяном. Ведь его законный хозяин пользоваться им не может. И продать его – не имеет смысла: расходы на дорогу не перекроет сумма, полученная от продажи дома, если только через доверенных лиц, а есть ли они у него здесь? Были два родных племянника... Вот так, было наследство – такое богатство, а обеднели все.