ВКС России получили от Госкорпорации Ростех модернизированную авиационную систему дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50У, известную в НАТО как «Опора».
Авиационный комплекс дальнего радиолокационного обзора и наведения А-50У был модернизирован по итогам его применения в специальной военной операции на Украине.
Дочерние холдинги «Росэлектроника» и ОАК поставили в войска очередной модернизированный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обзора и наведения А-50У. Самолет может обнаруживать новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация.
Модернизированный борт получил новую электронику с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального программного обеспечения. Применение новых ЖК-мониторов большей размерности и разрешения повысило эффективность системы отображения радиолокационной обстановки, а улучшенная эргономика воздушного судна призвана снизить утомляемость тактического экипажа. А-50У также получил новый пилотажно-навигационный комплекс.
В составе «Росэлектроники» работы по модернизации борта вел Концерн «Вега», в составе Объединенной авиастроительной корпорации – ТАНТК им. Г.М. Бериева.
«Применение модернизированных летающих радаров А-50У в зоне проведения специальной военной операции позволяет оперативно обнаруживать воздушные объекты противника и эффективно противодействовать им силами авиации и ПВО. С учетом высокой потребности в данных машинах в войсках мы передали очередной борт и в ближайшее время планируем завершить модернизацию еще одного комплекса А-50», – рассказал генеральный конструктор Концерна «Вега» Вячеслав Михеев.
В 2021 году генеральный директор концерна "Вега" Вячеслав Михеев заявлял, что в войска были поставлены семь самолетов А-50У.
Сейчас когда у ВСУ появились американские комплексы «Патриот» и "Ирис-Т" А-5оу стали еще актуальней. Наш самолет ДРЛО увидит, откуда был произведен пуск, и всего за несколько секунд сможет предупредить, что вас атакуют именно в этом направлении. То же самое сейчас происходит с украинскими С-300 и другими крупными комплексами, которые противник использует в специальной военной операции. А-50У обнаруживает их стрельбу и помогает обеспечить безопасность наших истребителей и других самолетов. Мгновенное оповещение – основная задача А-50У
В июле этого года министр обороны России Сергей Шойгу подчеркнул актуальность модернизации бортовой системы предупреждения и управления (ДРЛО) А-50 в ходе телефонной конференции с офицерами Вооруженных Сил России. Дефицит количества современных самолетов ДРЛО А-50У постоянно называют проблемой ВКС России.
Уже имея нехватку платформы, ВВС РФ столкнулись с серьезной неудачей, когда самолет А-50У был поврежден в результате атаки беспилотника на авиабазу Мачулищи в Беларусь в конце февраля.
В сообщении британской разведки позже отмечалось, что A-50 Mainstay, скорее всего, будет обеспечивать ситуационную осведомленность истребителю МиГ-31К, оснащенному для запуска баллистической ракеты воздушного базирования "Кинжал". Это подчеркивает роль, которую самолет выполняет на поле боя.
В сообщении также отмечалось: «Потеря A-50 Mainstay будет значительной, поскольку для российских воздушных операций крайне важно обеспечить картину воздушного боя. Вполне возможно, что совместная российско-белорусская авиация теперь будет вынуждена полагаться на наземное управление и сопровождение истребителей, пока не будет развернута еще одна "Опора" (А-50)».
Именно поэтому МО РФ не раз подчеркивали, что парк авиационных комплексов А-50У необходимо в ближайшее время обновить, чтобы существенно повысить эффективность соединений при выполнении ими поставленных задач. Эта необходимость становится еще более насущной, учитывая, что НАТО разместило американский самолет ДРЛО E-3А в воздушном пространстве НАТО, граничащем с Украиной.
Современные военные действия зависят от бортовой радиолокационной системы дальнего наблюдения и наведения А-50У. Новое оборудование повышает эффективность противодействия противнику, что также повышает скорость и дальность обнаружения воздушных, наземных и морских целей.
По данным "Ростеха", самолет модернизирован в рамках плана, заложенного в гособоронзаказе.
Самолет предназначен для обнаружения, сопровождения и идентификации воздушных, наземных и морских целей, информирования командных центров об их местоположении, наведения истребительной авиации на воздушные цели, а фронтовой авиации на наземные и морские цели.
Новый комплекс цифровой авионики, установленный на А-50У корпорацией «Вега Радиотехники», ускоряет обработку данных и улучшает сопровождение целей и сигналов. Благодаря мощным вычислительным возможностям А-50У может сопровождать одновременно более 300 воздушных целей. Он оснащен экономичными двигателями, которые позволяют увеличить нахождение в воздушном пространстве.
По имеющимся данным, устройство может идентифицировать цели класса бомбардировщиков на расстоянии 650 километров и крылатые ракеты на расстоянии 215 километров. Можно отслеживать даже небольшие цели, такие как дроны.
По данным «Ростеха», А-50У «способен обнаруживать принципиально новые типы самолетов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и управляемых истребителей, чем предыдущая модификация». Вероятно, часть заявления о «новом типе самолетов» намекает на возможность отслеживать малозаметные самолеты, ракеты и дроны.