Найти тему
Блог Рязаночки

Вязание обуви в 19 веке

По данным А.В. Карпова в Арзамасском уезде (Нижегородская губерния) существуют самые разные виды промыслов: скорняжный, сапожный, кузнечный, валенный, вязание обуви, вязание чулок, варежек, носков, плетение кружев, тканье холста, сучение пряжи, прядение верёвок, бондарный промысел, изготовление телег, колёс, саней, берд для ткацких станков, столярный промысел, и т.д. Такое обилие и разнообразие промыслов связанно с тем, что на территории Арзамасского уезда возделывание земли не было основным источником к существованию, из-за климатических условий, поэтому основным средством дохода было занятие промыслами.

Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)
Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)

-- Это так вывязали орнамент??

-- Скорее всего это вышивка по петлям...

Женщины в г. Арзамасе занимались вязанием обуви (сапоги, ботинки, туфли и пр.) из шерсти. Этим промыслом заняты в основном небогатые мещанки, цеховые крестьянки, солдатки. Вся его организация, продажа и производство изделий - всё находится в руках женщин.

vita_colorata "Нижегородское искусство" https://vita-colorata.livejournal.com/1213294.html?noscroll
vita_colorata "Нижегородское искусство" https://vita-colorata.livejournal.com/1213294.html?noscroll

-- Тапки ниже скорее мужские домашние, такие барские. Это наверняка дамское рукоделие. Выше слева как будто "бабушкины", похожие тапки с мехом внутри наши бабушки любят, в них тепло и мягко. А справа щёгольские )) В них только в сухую погоду весной на прогулку!

Очень немногие занимались промыслом самостоятельно -- сами покупали материал и продавали изделия. Большинство работало на богатых хозяек, получая от них материал и представляя им готовые изделия. Это есть главнейшее, почти единственное занятие арзамасских женщин после работы по домашнему хозяйству (земледелием арзамасские мещане не занимались). Арзамас - главный центр этого дела, и, сколько известно, ни в Нижегородской губернии, ни в других местностях России (если основываться на данных «Свода материалов по кустарной промышленности») ничего подобного арзамасскому вязанию нет.

Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)
Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)

-- Вышивали крестиком, ну да, поди такую розочку вывяжи! )

В начале 19 века арзамасские женщины были заняты плетением кружев из грубой бели (белёная пряжа), которые в большом количестве сбывались на Макарьевской ярмарке и шли преимущественно на головные уборы инородцев (татар, черемис, мордвы). Но промысел этот почему то упал, уступивши место нынешнему вязанию. Вязание впервые появилось в середине 19 века как промысел арзамасский; но долгое время существовал как рукоделие Николаевского женского монастыря (в Арзамасе).

Цены на вязаную обувь находились вообще в зависимости от колебания в потреблении предметов роскоши, потому что арзамасские вязанки (общее название вязаных изделий) составляют предмет роскоши. Ближайшей причиной таких колебаний служат войны, напр., русско-турецкая в 19 веке, во время которой вязаный товар не шёл.

(Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)
(Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)

--  Они связаны мелко и плотно, наверно на спицах толщиной с иглу.

--  А как Вы думаете, их вязали и потом стирали-валяли?

--  На вид они не сваленные. Если их с подкладкой стирали, наверное садились, но не до состояния валенка. Видна четко каждая петелька. Но она микроскопическая. Я близко рассматривала. Мелкие розочки -величиной меньше горошины и там все оттенки на лепестках.

vita_colorata "Нижегородское искусство" https://vita-colorata.livejournal.com/1213294.html?noscroll
vita_colorata "Нижегородское искусство" https://vita-colorata.livejournal.com/1213294.html?noscroll

-- А эти  бежевые тапки как будто для дворянки? У них такие узкие стопы. И цветосочетание спокойное. Для дома, в холодное время, очевидно. А выше те, с ярким орнаментом, для крестьян и мещанок, они любили такое контрастное цветосочетание.

В конце 19 века промысел находился в хорошем состоянии: он не давал женщинам больших заработков, но всё-таки держался и, вероятно, долго существовал до революции.
Никаких особых помещений, орудий, специальных приспособлений не нужно. Вязание производилось в жилых домах с единственным орудием - вязальными иглами (спицами) обычной формы (раньше так и называли спицы вязальными иглами). Ну и плюс приспособления для стирки и отпаривания.

Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)
Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков)

Крашенная шерсть разных цветов покупалась крупными торговками  на Нижегородской ярмарке, потом перепродавалась мелким вязеям (вязея - название вязальщиц-промышленниц) или давалась им в работу с тем, чтобы они после за известную плату предоставили готовые вязанки. Многие вязеи покупали шерсть так же в арзамасских купеческих лавках, которые запасаются шерстью на ярмарках. Видимо, у них не было возможности выращивать своих овечек для получения шерсти, которую надо обработать, прясть и красить.
Подсчитали, что одна вязея израсходует в день 1/2 фунтов ( около 0,2 кг) шерсти, то на 265 рабочих дней года ей нужно запасти около 130 фунтов (около 53 кг) шерсти.
При вязании употреблялись самые разнообразные рисунки: чем ярче и красивее рисунок обуви, тем выше ценился она. Каждая вязея во время вязания непременно держит перед собой рисунок. Рисунки делали на бумаге. Также, видимо, использовали знаменитые брокаровские листы с схемами вышивки.

Брокар и К
Брокар и К

Дело вязание легкое, требующее только быстроты рук; оно позволяет вязеям разговаривать, смотреть в окошко и тому подобное, поэтому-то это легкая, чисто женское ремесло и привилось среди мещанок, которым была бы не по силам тяжелая работа. Вязание даже и трудом не считается: так легко и привычно оно. (В настоящее время не все могут так мелко вязать, глаз жалко)

Искусство вязальщиц разное. От скорости и качества вязания зависело и такое большое разнообразие в заработке (от 7 до 30 - 35 коп. в день). Чем быстрее, привычнее двигались руки вязеи, тем больше она связала. Орнамент мог быть несложным, а мог и с вышитыми элементами. Одни вязеи вязали рыхло, другие вязеи вязали плотно; последние ценились дороже, потому что вязаное полотно при большой плотности выглядит красивее. После вязания товар отделывали. Отделка производилась так: на внутреннюю сторону обуви нашивали войлок, под которой для мягкости подкладывают лен; обмазывают крахмальным клейстером и сейчас же трут сапог мыльной водой и мылом. Крахмал иногда мешают с пшеничной мукой - тогда, по рассказам вязей товар отделывался чище. Его надевали на колодку, откатывали, т.е. оттирали испеченным черным хлебом, который впитывал в себя всю грязь из шерсти, завертывали в мокрую тряпочку и на колодке оставляли на ночь в печке. Наутро вынимали из печки, снимали с колодки и обшивали верхнюю часть вязанок бахромкой. Бахромку делали сами же вязеи. Сапоги и полусапоги бахромкой не обшивают. Пришивали пуговки шнурочки и тп., и вязанок готов на продажу.

Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков
Экспонаты НГИАМЗа, Русского музея - выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков

Отделку производили или вязеи, или торговки, покупающие у них товар. То есть товар продалась торговками отделанным и не отделанным. Начинали отделывать товар с весны и продолжали до ярмарки. Все остальное время преимущественно вязали. Каждая вязея умела вязать и отделывать. Перед ярмаркой многие вязеи оставляли вязание и начинают отделывать товар, получая от торговок плату с пары или с десяток изделий (пару хороших полусапожек стоило отделать 10-15 коп)

Маленкова Любовь. https://duchovny.ru/data/id-155589508
Маленкова Любовь. https://duchovny.ru/data/id-155589508

-- Очевидно, это вышивка цветка крестиками! Только непонятно как делали полотно под этот цветок -- на вязание спицами не похоже...

Обычно вязея пару больших сапог из берлинской шерсти провяжет неделю, за что и получит 1 руб. 10 коп. Из берлинской шерсти товар вязать труднее, потому что эта шерсть толще и дороже обычной, так что требовалось более старательное вязание. Связать сапоги из английской шерсти стоило 1 рубль, из шеленской - 40 коп. За вязание одного и того же сорта изделий различным вязеям плата разная, в зависимости от качества вязания. Дневной заработок арзамасских вязальщиц колебался между 7 -- 30-35 коп. в день; это у вязальщиц из чужой шерсти по заказу; у самостоятельных вязей заработок больше. В Арзамасе 3507 женщин, занятых вязанием и отделыванием обуви. Положим, что из них  507 заняты только отделыванием во весь год, а остальные 3000 женщин вяжут. Одна вязея свяжет в год около 200 пар средней величины обуви; а все 3000 свяжут в год 600 000 пар на 180 тыс. рублей, если каждый вязанок ценить средним числом в 30 коп.

«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». https://dzen.ru/a/ZESrTm2myQqF5dLc
«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». https://dzen.ru/a/ZESrTm2myQqF5dLc
То самое фото.
То самое фото.

-- Вышивка по петлям или вывязание орнамента??

-- А пришить подошву это отдельная работа сапожника?

Мелкие самостоятельные вязеи продавали свои вязанки торговкам, а те отвозили их на Нижегородскую ярмарку. Ежегодно на Нижегородскую ярмарку съезжались около 300 торговок с вязанками, причем каждая привозит на ярмарку от 300 до 1000 и более пар. И весь этот товар обыкновенно распродается; только в редкие годы (например, во время последней турецкой войны часть товара, но не более половины, привозится обратно в Арзамас). На вязанки всегда существует спрос. Ярмарочные цены менялись, следовательно, и барыш торговок менялся, чуть ли ни на каждой ярмарке и каждый день. Даже чуть ли не от каждого покупателя. Сапоги, которые в Арзамасе покупались за 5- 6 р., на ярмарке иногда продавали за 8 руб.; ботинки ценой в 30 коп. продавали за 40-45 коп. вообще можно сказать что чистый доход торговок равняется 15-20%.
Но иногда товар приходилось продавать без барыша иногда с убытком. Торговка непременно старалась продать на ярмарке весь товар. Везти его домой не выгодно, потому что во время лежания до следующей ярмарке он терял товарный вид. Наиболее частыми и выгодными покупателями товара бывали армяне, которые увозили вязанки домой для семьи или на перепродажу.

По статье  "Кустарные промыслы Арзамасского уезда в 19 в.".