Сегодня в соцсетях и мессенджерах много разных групп, закрытых чатов и игр. Многие из них доверия не вызывают. Особенно у родителей. Как контролировать онлайн-жизнь детей и есть ли смысл запрещать им заводить личные страницы в виртуальном пространстве, размышляет психолог, руководитель телефона доверия в Кемерове Ольга Рублёва.
Правила безопасности – как и на улице
Наталья Исаева, kuzbass.aif.ru: Ольга, недавно знакомая обнаружила, что 13-летний сын прошёл по присланной незнакомцем ссылке и попал в группу с порнографией. Начали писать незнакомцы. Как объяснить ребёнку, что в Интернете нужно быть осторожным?
Ольга Рублёва: Раньше дети в этом возрасте пропадали на улице. Что мы, взрослые, делали для того, чтобы обеспечить их безопасность? Объясняли, что вокруг нас много людей, они разные, есть хорошие и плохие. Рассказывали, что нельзя вступать в контакт с незнакомцами, принимать от них подарки, и тем более куда-то с ними ходить.
Сейчас по большей части общение наших детей перешло в онлайн-пространство. Виртуальная реальность для них так же значима, как и обычная жизнь. И наша задача – объяснить меры безопасности в сети, которые в чём-то напоминают «уличные»: никому не передавать свои личные данные (полное имя, адрес, телефон, сведения о семье), не открывать ссылки из писем с незнакомых адресов, не передавать кому бы то ни было свои пароли, не принимать в друзья незнакомых людей, не вступать с ними в переписку и уж тем более не встречаться с ними лично без ведома родителей.
Нельзя высылать личные фото – даже если это закрытый чат. Тем более –
интимного содержания. К нам достаточно часто звонят девочки, которые отправили «другу» фотографии, а потом отношения по каким-то причинам разрывались и кадры появлялись в публичном пространстве. Это на самом деле страшно, потому что, порой, обратившийся на телефон доверия в отчаянии и говорит о своём нежелании жить из-за утраты репутации.
– Как контролировать ребёнка в онлайн-пространстве, стоит ли читать его переписку?
– Быть в курсе того, что происходит в жизни твоего ребёнка, в том числе и в онлайн, безусловно, необходимо. Очень важно, как вы это будете делать. Всякий родительский контроль должен быть уважительным. Вспомните, как нам самим в детстве было неприятно, когда кто-то пристально наблюдал за тем, что мы делаем.
Если в семье есть доверительные отношения, то дети сами обязательно поделятся какими-то новостями из сообщества, в котором состоят. Вы тоже обязательно проявляйте инициативу: «Ну, как сегодня пообщались, что нового?»
Необходимо до определённого возраста устанавливать родительский контроль, пусть ребёнок пользуется исключительно «детским» Интернетом. Однако он не всегда сможет найти там информацию по своему запросу, поэтому не стоит категорично запрещать ему обращаться к обычным поисковым системам. Просто предупредите, что вам необходимо знать о его действиях во «взрослой» сети, чтобы обеспечить ему безопасность. Потому что в такой «паутине» много «тёмных углов».
Сложнее, когда речь идёт о личной переписке. Читать её можно только с разрешения ребёнка или по договорённости с ним. Нужно обязательно уважать его личные границы. Некоторые моменты необходимо обязательно обговаривать. Например, если вы увидели, что пишет незнакомец. Особенно, если вместо фото используются символические картинки. На это нужно обязательно обратить внимание, ведь за символами может скрываться преступный умысел. Задавайте простые вопросы «Какая мрачная иллюстрация, а кто это?», «Интересно, кто себя так видит?» и т. п.
Если у вас есть доверительные отношения, то ребёнок расскажет всё, что знает. Тогда можно найти, за что «зацепиться», и попросить почитать переписку. Но вести тотальный контроль и требовать просто так прочтения того, что пишет вашему сыну его друг Вася, вы не можете.
Расспрашивайте ребёнка о том, с кем он общается в сети, вместе анализируйте действия и слова виртуальных друзей, предупреждайте о том, что за никами может скрываться кто угодно, в том числе и человек с преступными намерениями. При этом не воспринимайте общение своего сына или дочки с виртуальными знакомыми как что-то несерьёзное и говорите о друзьях из Интернета так, как если бы говорили с ним о реальных людях.
Прямой запрет вызывает протест
– Может быть, стоит вообще запретить ребёнку заводить страницу в соцсетях или регистрироваться в мессенджерах, брать в руки планшет?
– У детей прямые запреты вызывают реакцию протеста. Лучше не запрещать, а оговорить правила безопасности.
Часто звонят родители с жалобами, что дети «зависают» в смартфоне. Надо сказать, что порой в этом виноваты они сами. Ведь сейчас совсем не редкость мамы и папы, которые суют малышу планшет или телефон, чтобы он играл и никого не доставал. Экран гаджета – это всего лишь плоская картинка. Когда ребёнок наблюдает, например, за говорящей мамой, он видит её мимику, жесты, эмоции и отвечает ей. Так закладываются основные навыки коммуникации. Плоский экран никогда этому не научит. Наверное, поэтому у нас сейчас просто эпидемия первоклассников, которые не умеют общаться вживую.
Убеждена, что до пяти лет гаджеты для детей должны быть жёстко регламентированы. Нужно лепить, бегать, играть, развивать мелкую и крупную моторику. Чем-то занимаетесь на кухне, вместо телефона дайте ребёнку в руки тесто (пусть лепит) или насыпьте разной крупы (пусть сортирует зёрнышки). Он будет делать это с удовольствием. Так развивается интеллект и тактильные ощущения.
Найдите интересное занятие для своего чада. Выделяйте время, чтобы сходить с ним в кинотеатр, театр, цирк, просто погулять. Если ребёнок посещает кружки, спортивные секции, гуляет с родителями, а не просиживает часами в Интернете, то вокруг него формируется нормальная культурная среда. Она даст возможность ему и в онлайн-пространстве различать, что «хорошо», а что «плохо».