Загадочный, недостижимый, многолетний проект
На карте мировой мультипликации одно имя сияет ярче всех - Юрий Норштейн. Этот российский режиссер-аниматор возвысил анимацию до искусства и создал несколько бесспорных шедевров, но один из его проектов заслуживает особого внимания. Фильм "Шинель" создается уже более 40 лет, и он обещает стать величайшим творением мастера. Однако, зачем так долго? И что делает этот проект настолько особенным?
Анимационный Волшебник
Сказать, что Юрий Норштейн оставил след в истории мультипликации - значит, недооценить его вклад. Его уникальный стиль, медленный темп рассказа и искусство визуальных эффектов делают его работу чем-то большим, чем просто мультфильмы. Он выразил свой подход к режиссуре следующим образом:
Режиссёр не должен быть заинтересован в том, чтобы переносить на экран всё подробно... Белые пятна в тексте являются наиболее перспективными, самыми живыми местами для кино.
Но прежде чем погрузиться в мультипликационный мир Юрия Норштейна, давайте обратимся к источнику, который вдохновил мастера - это повесть Николая Васильевича Гоголя "Шинель". Это произведение, написанное в намеренно косноязычной и сказовой манере, стало неотъемлемой частью классической литературы и вдохновило Норштейна на создание своего фильма.
Главный герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный титулярный советник из Петербурга. Его жизнь протекает в тихом одиночестве, и он полностью посвящен своей скучной работе, в которой нет места амбициям. Акакий Акакиевич настолько привязан к своей рутине, что даже переписывание бумаг становится источником его счастья.
Однако судьба, как и в реальной жизни, обладает своими капризами. Когда его старая и изношенная шинель приходит в негодность, начинается цепочка событий, которая приводит к горькой трагедии. Повесть Гоголя размышляет о жизни "маленького человека" в бюрократической машине, о его незначительной роли и одиночестве в мире, где он часто игнорируется и даже издеваются над ним.
Соединение Классики и Мастерства
Интересно, как эта классическая повесть Гоголя перекочевала в мир анимации и вдохновила Юрия Норштейна на создание своего мультфильма. Норштейн, известный своим творческим визионерством, воспринял тему одиночества и трагедии маленького человека, добавив к этому свой уникальный стиль и технические особенности анимации.
Вероятно, именно в этом синтезе классической литературы и мастерства анимации лежит сила и загадка фильма "Шинель". Этот проект, который разрабатывается уже более 40 лет, обещает стать не только визуальным шедевром, но и глубоким рассмотрением человеческой души и судьбы, вечных тем, которые олицетворяются в повести Гоголя.
"Шинель": История Создания
История фильма "Шинель" началась сразу после завершения работы Юрия Норштейна над "Сказкой сказок" в 1979 году. Норштейн объявил, что следующим проектом для его маленькой студии будет экранизация повести Н. В. Гоголя "Шинель". Он сравнивал эту повесть с важными частями литературного наследия, не менее важными, чем любая из глав Библии.
Однако, трудности не заставили себя ждать. Процесс разработки продвигался медленно и с многочисленными перерывами. К 1986 году только 10 минут фильма были завершены, и Норштейна уволили из "Союзмультфильма". Параллельно с этим, его фильмы накапливали международные награды, но "Шинель" продолжала разрабатываться.
С помощью Ролана Быкова, Норштейн создал анимационную студию у себя дома и продолжил работу над проектом. Финансирование было спорадическим, приходило из разных источников, и даже министр культуры РФ Михаил Швыдкий был отклонен Норштейном, который сказал: "Нельзя брать у тех, кому на тебя наплевать".
Золотая Улитка
Норштейн продолжал трудиться над "Шинель" с необыкновенным терпением. С момента начала работы, прошло более 40 лет, и проект остается недосягаемой загадкой. Его уровень перфекционизма искусства заставил называть его "Золотой Улиткой". Он отказывался от финансирования, если это не соответствовало его видению.
Одной из самых трагических моментов в процессе создания "Шинели" была смерть кинооператора Александра Жуковского в 1999 году. Эта потеря оказалась невероятно тяжелой для Норштейна, так как Жуковский разделял его видение и был важной частью команды.
Несмотря на все трудности и перерывы, к 2001 году производство возобновилось под руководством Максима Граника, ученика Александра Жуковского. Однако и этот этап прерывался на несколько лет. Норштейн также работал над другими проектами, включая анимацию для телепередачи "Спокойной ночи, малыши!" и японского мультфильма "Зимние дни".
Технические Особенности
Норштейн использует уникальную технику, чтобы придать своей анимации трехмерный вид. Он работает с несколькими стеклянными панелями, которые создают эффект перемещения персонажей. Это называется техникой перекладки. К фильму используется чёрно-белая плёнка, и проявка плёнок выполняется самостоятельно из-за закрытия лабораторий в Москве.
Перспективы
Фильм "Шинель" остается тайной, и пока нет четкой информации о сюжете или озвучке. Норштейн оставляет множество вопросов без ответов, и это придает проекту дополнительный шарм.
Возможно, однажды "Шинель" увидит свет, и его ожидание станет наградой для всех поклонников мастерства Юрия Норштейна. Этот фильм, создаваемый уже более 40 лет, останется в истории анимации как символ терпения и непередаваемой страсти мастера-аниматора.
На данный момент готово чуть меньше 30 минут фильма.