Летом 1987 года мне было 16 лет. Я отдыхала с родителями в Планерском, знаменитом крымском Коктебеле. Как-то мы увидели афишу, в которой говорилось о том, что некий психотерапевт Анатолий Кашпировский из Киева проводит сеансы гипноза в одном из местных кинотеатров. Фамилия «Кашпировский» в ту пору нам ничего не говорила, но поскольку вся наша семья активно интересовалась подобными вещами, решено было посетить сеанс.
Игры на сцене
После вступления психотерапевт, на вид самый обычный мужчина средних лет, предложил всем желающим подняться на сцену, чтобы подвергнуться гипнозу. Среди них, естественно, была и я. Кашпировский велел нам закрыть глаза и раздал задания. Мне и одному молодому человеку велел «играть в карты».
Когда двое участников были уличены в шушуканье, их тут же удалили со сцены. У остальных хватило ума продолжать спектакль. Не знаю, удалось ли Кашпировскому реально кого-нибудь из нас загипнотизировать. Но от длительного пребывания на сцене с закрытыми глазами вполне можно было впасть в полудремотное состояние.
Пока мы находились «под гипнозом», мой папа зачем-то подошел к Кашпировскому и сказал ему: «Девушка в оранжевом платье пишет стихи. Может, она пока почитает?» Это на мне было оранжевое платье.
«Не надо, я сам пишу стихи», - отозвался гипнотизер.
По окончании сеанса Кашпировский прикасался к руке каждого из сходящих со сцены участников и задавал вопрос: «Вы откуда?» В ответ нужно было сообщить место своего постоянного проживания (публика в основном была отдыхающая). Таким образом он проверял, все ли проснулись. Я сказала, что я из Москвы, так как про наш Троицк тогда мало кто знал, а сейчас он и вовсе стал частью российской столицы.
Субботние «исцеления»
О забавном киевском гипнотизере мы услышали вновь пару лет спустя, когда вместе практически со всей страной проводили субботние вечера у телевизора. Анатолий Михайлович давал установки на здоровье, заставлял людей вращать головами, шрамы – зарубцовываться, а однажды нам показали женщину, которой провели перед телекамерами операцию без наркоза – Кашпировский якобы внушил ей, что боли нет…
После сеансов по Центральному телевидению в редакцию стало приходить множество писем с рассказами об «удивительных исцелениях» от самых различных недугов. Самое интересное, что и члены нашей семьи не оказались исключением.
Дело было осенью, когда копают картошку (у бабушки был участок земли). После этого занятия мышцы у меня здорово болели. Поскольку своей собственной комнаты у меня тогда не имелось, я жила в гостиной, где стоял единственный в квартире телевизор. На журфаке МГУ, где я училась, в тот год ввели реферативную систему, и каждую неделю мы вынуждены были писать рефераты по различным предметам. Поскольку по будням я ездила на занятия, нередко длившиеся до самого вечера, а кроме того, много времени занимала дорога из Подмосковья в Москву и обратно, написанию работ отводились выходные. Времени на это было в обрез, и я не могла позволить себе роскошь пялиться вместе со всеми в телевизор, удобно расположившись на диване. Я сидела, обложившись книгами и тетрадями, за столом в правом углу комнаты, а в левом проводил свои телесеансы Кашпировский. На экран я практически не смотрела.
И вот в очередную субботу я уселась за стол, охая от ломоты в натруженных копкой картошки мышцах. Сеанс начался… А когда закончился и я встала из-за стола - поразмяться – ломота исчезла. Обычно в таких случаях мышцы у меня ноют по несколько дней…
А мама после одного из сеансов обнаружила, что у моего отца седые волосы сзади потемнели…
Изменить параметры
Кто-то после «общения» с Кашпировским ощущал реальное улучшение здоровья, кто-то – напротив, ухудшение самочувствия. Вероятно, именно по этой причине «целительные» телесеансы со временем прекратились. Без работы Анатолий Михайлович, конечно, не остался – заседал в Госдуме, сейчас вроде бы живет то в России, то в США, проводит оздоровительные сеансы онлайн.
Мы не станем говорить об этической стороне деятельности Кашпировского. Но важно, что этот человек овладел методиками, позволяющими оказывать на людей реальное психологическое воздействие, которое, в свою очередь, изменяет физиологические параметры организма.
ИРИНА ШЛИОНСКАЯ