Найти в Дзене

Осознанность равно манипуляция? Постскриптум

«Земная гравитация существовала всегда, но, чтобы люди узнали о её существовании, понадобилось озарение Ньютона, наблюдавшего падение яблока с ветки. И сколько еще могучих сил природы, окружающих нас и управляющих нашей судьбой, лежит за пределами нашего разумения. Мы живем в недооткрытом мире и часто двигаемся на ощупь, что иной раз ведет к трагическим последствиям. Вот почему волшебные очки науки, под которыми я подразумеваю прозрение гениальных ученых, нужны для того, чтобы, поняв окружающий нас мир и наше место в нем, научиться провидеть хотя бы ближайшие последствия своих поступков.» Лев Николаевич Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли" Все части по порядку: Часть первая, вводная Фигура вторая, нейробиологическая Картина третья, исторически-религиозная Сцена четвёртая, медицинско-художественная Часть пятая, заключительно-философская Бонусное видео – Круги знания Обязательное условие – читать с начала и всё по порядку, чтобы не прерывать мысленную нить повествования. Рубрика «Вопро

«Земная гравитация существовала всегда, но, чтобы люди узнали о её существовании, понадобилось озарение Ньютона, наблюдавшего падение яблока с ветки. И сколько еще могучих сил природы, окружающих нас и управляющих нашей судьбой, лежит за пределами нашего разумения. Мы живем в недооткрытом мире и часто двигаемся на ощупь, что иной раз ведет к трагическим последствиям. Вот почему волшебные очки науки, под которыми я подразумеваю прозрение гениальных ученых, нужны для того, чтобы, поняв окружающий нас мир и наше место в нем, научиться провидеть хотя бы ближайшие последствия своих поступков.»

Лев Николаевич Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли"

Ответы на вопросы, рекомендуемые источники информации

Все части по порядку:

Часть первая, вводная

Фигура вторая, нейробиологическая

Картина третья, исторически-религиозная

Сцена четвёртая, медицинско-художественная

Часть пятая, заключительно-философская

Бонусное видео – Круги знания

Обязательное условие – читать с начала и всё по порядку, чтобы не прерывать мысленную нить повествования.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Спасибо подписчице Светлане за вопросы, без них моя статья не была бы полной.

Всё так, но можете ли вы объяснить тот факт, что по статистике от 10 до 50 процентов учёных (в разных областях) верят либо в бога, либо в высшие силы, либо в вечную жизнь?

Безусловно, есть учёные, которые верят в бога, и тут обычно мне как аргумент в разговоре приводят такой список ныне умерших «мужей»:

Кеплер (1571 г/р), Паскаль (1623 г/р), Ньютон (1642 г/р), Бойль (1627 г/р), создатель теории расширяющейся Вселенной бельгийский священник Жорж Леметр (1894 г/р), биолог Феодосий Добржанский (1900 г/р) итд

Но давайте рассматривать учёных современного поколения, или хотя бы просто ныне живущих? Наука развивается в геометрической прогрессии, большинство открытий подтверждающих точку зрения, приведённую в данной статье, было сделано за последние 50 лет. Рекомендую обратить внимание на такое понятие как "Новый атеизм" - система взглядов ряда учёных, философов и общественных деятелей, в основе которой лежат представление о религии как о болезни современного общества, с которой нужно активно бороться. Конечно, и среди живущих современных научных работников и профессоров есть верующие, ведь учёные это такие же люди, как и мы с вами, и они также хотят верить в чудеса и быть «обманутыми».

Сейчас подумалось, что все мы верующие по сути - одни верят, что за горизонтом бог есть, другие - что нет))) А так, в целом, хороший цикл статей получился.

Будучи верующим я тоже думал, что одни верят в бога, а другие в науку. Но на самом деле верующим не требуются в доказательства существования бога, они просто верят и всё. А человек науки живёт фактами, используя критическое мышление. Т.е. даже если я лично не проводил или не видел каких-либо экспериментов, это не значит, что верю науке слепо. Подразумевается, что любой человек с необходимым знанием, опытом и оборудованием может повторить заданный эксперимент и получить аналогичный результат. При этом надо уметь ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Это два кардинально разных подхода к жизни.

Всё правильно. Вот под каждым словом подписываюсь. Не понимаю одного: "ЗАЧЕМ человеку убеждать себя в том, что бога нет?" Если вера помогает человеку жить, если ему так жизнь кажется лучше, духовно богаче. Или выражаясь вашими категориями: "Если молитва помогает ему создавать в голове новые ряды нейронных связей и тем самым, уводить себя от депрессий?"

А зачем убеждать себя в том, что бог есть? Научный подход к жизни определяет желание разобраться - КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ОБСТОЯТ ДЕЛА, и если бога нет, то его нет. А дальше уже каждый волен осознанно впадать в иллюзию – верить в бога, ктулху, чупакабру и других мифических несуществующих существ, строить им гигантские здания из золота, вместо решения насущных житейских проблем – выполнять задачи медицины, благоустройства, сиротства и инвалидности – у человечества ещё очень много проблем, чтобы необоснованно пускать финансовые и людские ресурсы на красивую жизнь для «их святейшеств». Депрессия лечится антидепрессантами, а не ложным представлением о том, что хорошо будет в раю.

Современная церковь и социальными проектами занимается. Просто не афиширует все это. Например, католики нашего района курируют женщин, освобождающихся из МЛС с детьми. Жилье им временное предоставляют, помогают на работу устроиться. Детей обеспечивают всем необходимым. Иногородним билеты покупают до дома. Да много чего делают. В православной церкви работает проект по бездомным и инвалидам.

Я уже писал, что абсолютно не обесцениваю вклад религии в прошлом в развитие человечества. Это безусловно хорошо: купить билет, на работу помочь устроится, итд. Но было бы, согласитесь, странно, если бы они совсем не занимались социалкой? Предлагаю вопрос поставить следующим образом, а каков коэффициент полезного действия у этих проектов? Собрали, условно, миллион пожертвований, на 999 тысяч накупили себе церковного имущества, а на оставшуюся тысячу кому-то помогли? Любая церковь абсолютное инкогнито, ни кто не знает их финансового состояния, они отделены от государства, находятся в привилегированном положении, не платят налогов, не отчитываются за расходы.

И второе, вам не кажется странным выбор именно такого круга помощи? Эмоционально уязвлённые люди, с чьим сознанием проще работать, и заложить туда свои идеи? А как же экология, спорт, творчество, климат, образование, инфраструктура, бездомные животные и одарённые дети в конце концов? Какова истинная цель церковных социальных проектов? Мне думается, что привлечение новых прихожан, которые будут отдавать церкви свою десятину.

Рекомендуемая литература

Если вам интересен взгляд, описанный в статье, и вы не боитесь стать осознанным атеистом, то далее следует обратить внимание на следующие работы:

Ричард Докинз, книга «Эгоистичный ген», из серии популярной биологии.

Андрей Курпатов, книга «Чертоги разума» (смесь нейробиологии и когнитивной психологии)

Кевин Симплер и Робин Хенсон, книга «Слон в голове» – о скрытых мотивах социального поведения.

Л.Н. Гумилев, тракат "Этногенез и биосфера Земли"

Рекомендованные YouTube каналы:

ПостНаука - образовательная платформа для тех, кто считает научное мышление главным инструментом познания себя и мира, их миссия — сделать научное знание понятным и доступным каждому.

Вячеслав Дубынин - доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Специалист в области физиологии, нейробиологии и психофармакологии, популяризатор науки.

Андрей Курпатов - потомственный военный врач, создатель современной модели психотерапии, автор более сотни научных работ и двенадцати монографий. Руководитель "Лаборатории нейронаук и поведения человека" Сбербанка, занимающейся исследованием в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики.

Плейлист лекций профессора нейроэндокринолога Роберта Сапольски «Биология поведения человека», прочитанного им в Стэнфордском университете

Дмитрий Алексеев - учёный, микробиолог, популяризатор науки.

Станислав Дробышевский - учёный, антрополог, популяризатор науки.

Правое полушарие Интроверта - платформа для саморазвития, выпускающая экспертные профессиональные курсы по различным тематикам.

В равной мере весьма советую пройти курс «История религий», на онлайн образовательном проекте «Правое полушарие интроверта». И у них же - курс «Философия»