В огромном наследии одной из ведущих классических рок-команд - Deep purple - нашлось место монументальному сочинению – концерту для группы с оркестром. Автор этого необычного произведения Джон Лорд стремился воплотить в концерте идею соревнования двух разных культур и музыкальных стилей – рока и классики. Рок-группа в концерте играет роль «соперника» симфонического оркестра, подобно ансамблю солистов в жанре Concerto Grosso в старинной музыке и отдельному солисту в классическом концерте. Разнородность звучания рок-группы и живого оркестра представляет невиданный звуковой формат, и до сих пор Концерт для группы и оркестра – единственный и очень успешный образец данной формы в рок-музыке (если я что-то упустила, напишите в комментариях, пожалуйста).
Джон Лорд задумал сочинение Концерта, вдохновившись пластинкой «Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein». Это была музыка, специально написанная для оркестра и джазового квартета, а Лорд решил провернуть ту же идею с рок-составом. В кратчайшие сроки (за лето 1969 года) концерт был полностью сочинен. Часть подготовительного материала вошла в композицию «April», также написанную для рок-состава и оркестра и имеющую сходный тематический материал. Студийная запись этой композиция была издана летом 1969 года.
Особенно важно, что большая часть музыкального материала Концерта для группы с оркестром была записана Джоном Лордом в партитуре – это стабильная (неизменяемая) часть, но в концепции концерта есть эпизоды, предполагающие типичную для рока и джаза импровизацию. Таким образом, организованная задумкой автора и структурой партитуры музыкальная ткань создается всеми участниками группы Deep purple. А в сочинении партитуры второй части концерта принял участие Йэн Гиллан, создавший вокальную партию с текстом, которую сам и исполнял.
Во время первых репетиций Концерта группы Deep purple с Лондонским симфоническим оркестром перед участниками встала сложная проблема: как сочетать симфонические инструменты с электронными, если, например, один аккорд электрогитары заглушает звучание всей струнной группы? В связи с этим Джону Лорду пришлось в краткие сроки перерабатывать партитуру и отстраивать электронные инструменты. Но проблему баланса удалось решить, и премьера 24 сентября 1969 году Концерт был успешно представлен публике - под руководством дирижера Малкольма Арнольда[1] в Альберт-холле. Об этом легендарном концерте был снят фильм «The best of both Worlds»[2]. В декабре того же года концерт был выпущен на виниловой пластинке.
Структура
Концерт состоит из трех частей, сопоставленных по принципу тонального и темпового контраста.
1 Часть. Moderato-Allegro. соль минор.
2 Часть. Andante. ми минор.
3 Часть. Vivace Presto. ми минор.
Похожие структуры свойственны концертам романтической эпохи.
Первая часть
В Первой части ярко выражены черты сонатной формы – здесь представлен прием двойного экспонирования: первая экспозиция изложена у оркестра (первые семь минут звучания), вторая – у рок-группы. Разработка как раздел формы отсутствует, но черты разработочного развития наблюдаются внутри репризы. Есть в первой части концерта также черты рондальности и вариационности – тема главной партии проводится многократно в различных вариантах, сочетаясь с другими эпизодами. Роль побочной партии также играет вариант темы главной партии, но в ином тембровом, фактурном и ритмическом изложении.
Концерт открывается восхитительной и запоминающейся мелодией кларнета в дорийском ладу (g) на фоне волнительного выдержанного тремоло струнных на звуках тонического трезвучия (g-moll). Эта мелодия имеет элегический пасторальный склад. Отметим, что она близка по характеру теме из вступления к «Весне Священной» И. Стравинского, её можно считать аллюзией.
Первый мотив главной партии первой части. Кларнет соло, затем дуэт кларнетов.
Основной теме контрастирует активный восходящий трихордный мотив струнной группы. Его звучание зарождается как тихое унисонно декламационное высказывание, но постепенно имитационно подключаются другие инструменты, заполняя все регистры оркестра в мощном tutti.
Второй мотив главной партии. Унисон струнной группы оркестра.
Два противоборствующих начала мотивов главной партии становятся источниками тематического материала всей части. Характер побочной партии имеет последующее проведение темы – у семи валторн в ре миноре (тональности V ступени) – здесь тема контрастирует первоначальному варианту своим гимническим торжественным характером, выраженным в хоральной фактуре и маршевом ритмическом оформлении.
В дальнейшем развитии тем можно услышать колоритное переокрашивание ладов минорного наклонения – с сохранением звукоряда, но изменением ладового центра дорийский (d) попеременно сочетается с миксолидийским (g). Отметим, что модальность и подобные приёмы переокрашивания, в принципе, характерны английскому жанру баллады, и рок-музыканты различных стилевых направлений испытали влияние этого старинного жанра.
Интерес в оркестровой экспозиции представляет также интерлюдия после проведения темы Побочной партии, где секвенционное развитие основных мотивов первой части изложено в партии струнных пиццикато. Эта нежная тембровая краска своим тихим и мягким звучанием вносит импрессионистический колорит, нетипичный для рок-музыки.
Единственная новая тема в первой части появляется перед второй экспозицией, исполняемой группой. Характер темы резко контрастирует всему остальному музыкальному материалу – это плясовая мелодия у гобоев, изложенная в лидийском ладу (d).
В этой теме отмечу также бурдонный квинтовый аккомпанемент на открытых струнах скрипок – это отсылка к самому популярному приему игры на традиционном инструменте фиддл.
Плясовая тема в оркестровой экспозиции
Соло гобоя. Сопровождение скрипок
Контрастом лидийской теме служит неожиданное вступление рок-группы в основной тональности с типично роковым трихордным мотивом, вторгающимся в оркестровую ткань, представляющим собой инверсию второго мотива главной партии.
Второй мотив главной партии в экспозиции рок-группы. Электрогитара и бас-гитара.
Звучание рок группы нарастает в перекличках с быстрыми оркестровыми пассажами и выливается в новое полноценное оформление главной партии. Переосмысление основной темы (ГП) во второй экспозиции (рок-группы) приобретает совершенно иной оттенок – взамен элегичной лирической мелодии кларнета в оркестровой экспозиции звучит тяжелая хард-роковая тема в исполнении электрогитары в терцию с электроорганом под довольно примитивный аккомпанемент бас-гитары и ударной установки (рок-бит 4/4), приближающий звучание к жанру марша. Позднее этот вариант темы становится основой для развернутого гитарного соло-импровизации с типичными блюзовыми пентатонными ходами под неизменный басовый рифф, что типично для композиций различных рок-жанров.
Уступив звуковое пространство рок-группе, оркестр собирается с силами, для того чтобы мощным tutti вторгнуться в рок-звучание, что и происходит – постепенно оркестр заполняет собой весь звуковой диапазон. Но на этом соперничество группы и оркестра не заканчивается. В дальнейшем развитии оркестровым эпизодам противостоят solo различных инструментов, подобно тому, как это было в традиционных Concerto Grosso. Выделяются три сольных эпизода: соло электрооргана под аккомпанемент оркестра и сольные каденции кларнета и электрогитары без сопровождения, типичные для традиционных классико-романтических концертов. Все solo являются свободными развитыми импровизациями на мотивы главной темы, но различается их стилистическое наполнение – электроорган и электрогитара апеллируют к типично роковому звучанию, тогда как эпизод кларнета насыщен блюзовыми интонациями, типичными для джазовых импровизаций.
По мере динамизации общего звучания в большой коде группа и оркестр постепенно становятся союзниками, объединяясь в грандиозном tutti.
Вторая часть
Вторая медленная часть вносит традиционный для концертных форм эмоциональный и темповый контраст. В музыке этой части сплелись черты позднеромантической профессиональной и народной балладной лирики. Здесь оркестровые эпизоды чередуются с вокальными, в крупном плане, составляя трёхпятичастную форму.
Вторая часть написана в тональности ми минор, ее вокальные разделы в параллельной тональности Соль Мажор. Первый оркестровый эпизод отмечен проведением широкой бесцезурной темы у скрипок в натуральном миноре с типичным для народной музыки скачком на сексту и нисходящим заполнением, а также с опеваниями первой ступени.
К звучанию темы постепенно присоединяются многочисленные контрапункты у других инструментов оркестра, создавая многоголосную музыкальная ткань, сплетаясь в многотерцовые звучности, создавая импрессионистский колорит. Мотивы этой темы в дальнейшем становятся основой всех оркестровых разделов части.
Основная тема вокальных секций очаровательна в своей простоте. Она звучит в миксолидийском ладу (g) в размере 5/8 и близка по духу английской балладе. В своем исполнении вокалист Йэн Гиллан подчеркивает наиболее значимые для него слова, отражающие ощущения рок-музыкантов от пребывания в академической среде:
«What shall I do, if they stand smilling at me,
Look at the floor and be, oh, so cool,
Oh, so cool?»
«Что я должен делать, если они все готовы смеяться надо мной?
Смотреть в пол и быть таким же крутым?»
Позднее вокальная тема развивается и становится материалом для солирующих эпизодов разных инструментов, в частности, английского рожка, фагота, флейты, электрооргана. Таким образом, в этой части также проступают черты Concerto grosso в чередовании эпизодов оркестра, рок-группы и сольных инструментов.
Третья часть
Третья часть, в ещё большей степени чем предыдущие, синтезирует роковое и симфоническое звучание. Здесь бывшие антагонисты рок-группа и оркестр сливаются в единое звуковое пространство в характере perpetuum mobile в быстром темпе в размере 12/8. Это типичный быстрый праздничный финал, музыка которого имеет черты жиги, английского танца – придавая концерту, в том числе, национальный колорит. Форма третьей части близка рондо-сонате, что также типично для концертов классико-романтической традиции.
В Третьей части концерта Джона Лорда, также как и в конце Второй, рок-инструментарий становится средством расширения оркестровой палитры. Колоссальная энергетика части создается благодаря маршевым рок-ритмам и свободно-построенным импровизационным пассажам. Из типичных приемов рока отметим также риффовую технику – но риффы здесь вместо гитар исполняет струнная группа оркестра.
В партитуре третьей части очень важна роль ударных инструментов – наряду с используемыми в предыдущих частях ударной установкой и литаврами, здесь подключаются ксилофон и два больших барабана.
Интересно отметить каденцию ударных инструментов в финале. В практике масштабных выступлений рок-групп длинные сольные ударные соло обычно приходятся на финал программы. Так и здесь, в кульминационной зоне последней части, Йан Пейс в одиночку импровизирует на ударной установке, к концу соло к нему присоединяется оркестровая группа ударных инструментов.
Стремительный бег третьей части завершается колоссальным общим крещендо всего оркестра и рок-группы, таким образом, укрепляя фундаментальную дружбу между двумя одновременно близкими и далекими музыкальными традициями.
*****
В заключение отмечу, что концерт для группы с оркестром Джона Лорда и группы Deep purple сочетает в себе черты традиционной классико-романтической концертной формы и Concerto grosso– черты традиционного концертного жанра организуют крупную форму сочинения – три части концерта построены по принципу тонального и темпового контраста; первая часть имеет черты сонатной формы с двойной экспозицией (оркестра и рок-группы), вторая часть – медленная, лирического характера, третья – быстрый грандиозный финал, решенный как perpetuum mobile. Черты Concerto grosso проступают в сочетании оркестровых tutti и многочисленных эпизодов рок-группы и отдельных солирующих инструментов – кларнета, английского рожка, флейты, ударной установки, электрогитары и электроограна.
В музыкальном языке концерта сочетаются яркие мелодичные темы оркестра, близкие эстетике романтизма, более простые и прямые интонации рок-группы, а также элементы джаза и блюза в сольных импровизационных эпизодах отдельных инструментов.
Кроме синтеза черт музыки академической традиции и популярных жанров отметим также яркий национальный колорит концерта – в его музыке проступают черты традиционной английской баллады, а основные темы финала выполнены в жанре жиги, традиционного английского танца.
[1] Сэр Малкольм Генри Арнольд (Malcolm Henry Arnold) ― британский композитор, трубач, дирижер.
[2] «Лучшее из двух миров» – название намекает на стилистическое положение концерта на грани рок-музыки и музыки академической традиции.