Найти тему
Эми Ремизова

Deep Purple играют в классику и выигрывают. Анализ уникального "Концерта для группы с оркестром"

Оглавление

В огромном наследии одной из ведущих классических рок-команд - Deep purple - нашлось место монументальному сочинению – концерту для группы с оркестром. Автор этого необычного произведения Джон Лорд стремился воплотить в концерте идею соревнования двух разных культур и музыкальных стилей – рока и классики. Рок-группа в концерте играет роль «соперника» симфонического оркестра, подобно ансамблю солистов в жанре Concerto Grosso в старинной музыке и отдельному солисту в классическом концерте. Разнородность звучания рок-группы и живого оркестра представляет невиданный звуковой формат, и до сих пор Концерт для группы и оркестра – единственный и очень успешный образец данной формы в рок-музыке (если я что-то упустила, напишите в комментариях, пожалуйста).

Джон Лорд задумал сочинение Концерта, вдохновившись пластинкой «Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein». Это была музыка, специально написанная для оркестра и джазового квартета, а Лорд решил провернуть ту же идею с рок-составом. В кратчайшие сроки (за лето 1969 года) концерт был полностью сочинен. Часть подготовительного материала вошла в композицию «April», также написанную для рок-состава и оркестра и имеющую сходный тематический материал. Студийная запись этой композиция была издана летом 1969 года.

Особенно важно, что большая часть музыкального материала Концерта для группы с оркестром была записана Джоном Лордом в партитуре – это стабильная (неизменяемая) часть, но в концепции концерта есть эпизоды, предполагающие типичную для рока и джаза импровизацию. Таким образом, организованная задумкой автора и структурой партитуры музыкальная ткань создается всеми участниками группы Deep purple. А в сочинении партитуры второй части концерта принял участие Йэн Гиллан, создавший вокальную партию с текстом, которую сам и исполнял.

Во время первых репетиций Концерта группы Deep purple с Лондонским симфоническим оркестром перед участниками встала сложная проблема: как сочетать симфонические инструменты с электронными, если, например, один аккорд электрогитары заглушает звучание всей струнной группы? В связи с этим Джону Лорду пришлось в краткие сроки перерабатывать партитуру и отстраивать электронные инструменты. Но проблему баланса удалось решить, и премьера 24 сентября 1969 году Концерт был успешно представлен публике - под руководством дирижера Малкольма Арнольда[1] в Альберт-холле. Об этом легендарном концерте был снят фильм «The best of both Worlds»[2]. В декабре того же года концерт был выпущен на виниловой пластинке.

Структура

Концерт состоит из трех частей, сопоставленных по принципу тонального и темпового контраста.

1 Часть. Moderato-Allegro. соль минор.

2 Часть. Andante. ми минор.

3 Часть. Vivace Presto. ми минор.

Похожие структуры свойственны концертам романтической эпохи.

Первая часть

В Первой части ярко выражены черты сонатной формы – здесь представлен прием двойного экспонирования: первая экспозиция изложена у оркестра (первые семь минут звучания), вторая – у рок-группы. Разработка как раздел формы отсутствует, но черты разработочного развития наблюдаются внутри репризы. Есть в первой части концерта также черты рондальности и вариационности – тема главной партии проводится многократно в различных вариантах, сочетаясь с другими эпизодами. Роль побочной партии также играет вариант темы главной партии, но в ином тембровом, фактурном и ритмическом изложении.

Концерт открывается восхитительной и запоминающейся мелодией кларнета в дорийском ладу (g) на фоне волнительного выдержанного тремоло струнных на звуках тонического трезвучия (g-moll). Эта мелодия имеет элегический пасторальный склад. Отметим, что она близка по характеру теме из вступления к «Весне Священной» И. Стравинского, её можно считать аллюзией.

Первый мотив главной партии первой части. Кларнет соло, затем дуэт кларнетов.

-2

Основной теме контрастирует активный восходящий трихордный мотив струнной группы. Его звучание зарождается как тихое унисонно декламационное высказывание, но постепенно имитационно подключаются другие инструменты, заполняя все регистры оркестра в мощном tutti.

Второй мотив главной партии. Унисон струнной группы оркестра.

-3

Два противоборствующих начала мотивов главной партии становятся источниками тематического материала всей части. Характер побочной партии имеет последующее проведение темы – у семи валторн в ре миноре (тональности V ступени) – здесь тема контрастирует первоначальному варианту своим гимническим торжественным характером, выраженным в хоральной фактуре и маршевом ритмическом оформлении.

В дальнейшем развитии тем можно услышать колоритное переокрашивание ладов минорного наклонения – с сохранением звукоряда, но изменением ладового центра дорийский (d) попеременно сочетается с миксолидийским (g). Отметим, что модальность и подобные приёмы переокрашивания, в принципе, характерны английскому жанру баллады, и рок-музыканты различных стилевых направлений испытали влияние этого старинного жанра.

Интерес в оркестровой экспозиции представляет также интерлюдия после проведения темы Побочной партии, где секвенционное развитие основных мотивов первой части изложено в партии струнных пиццикато. Эта нежная тембровая краска своим тихим и мягким звучанием вносит импрессионистический колорит, нетипичный для рок-музыки.

Единственная новая тема в первой части появляется перед второй экспозицией, исполняемой группой. Характер темы резко контрастирует всему остальному музыкальному материалу – это плясовая мелодия у гобоев, изложенная в лидийском ладу (d).

В этой теме отмечу также бурдонный квинтовый аккомпанемент на открытых струнах скрипок – это отсылка к самому популярному приему игры на традиционном инструменте фиддл.

Плясовая тема в оркестровой экспозиции

Соло гобоя. Сопровождение скрипок

-4

Контрастом лидийской теме служит неожиданное вступление рок-группы в основной тональности с типично роковым трихордным мотивом, вторгающимся в оркестровую ткань, представляющим собой инверсию второго мотива главной партии.

Второй мотив главной партии в экспозиции рок-группы. Электрогитара и бас-гитара.

-5

Звучание рок группы нарастает в перекличках с быстрыми оркестровыми пассажами и выливается в новое полноценное оформление главной партии. Переосмысление основной темы (ГП) во второй экспозиции (рок-группы) приобретает совершенно иной оттенок – взамен элегичной лирической мелодии кларнета в оркестровой экспозиции звучит тяжелая хард-роковая тема в исполнении электрогитары в терцию с электроорганом под довольно примитивный аккомпанемент бас-гитары и ударной установки (рок-бит 4/4), приближающий звучание к жанру марша. Позднее этот вариант темы становится основой для развернутого гитарного соло-импровизации с типичными блюзовыми пентатонными ходами под неизменный басовый рифф, что типично для композиций различных рок-жанров.

Уступив звуковое пространство рок-группе, оркестр собирается с силами, для того чтобы мощным tutti вторгнуться в рок-звучание, что и происходит – постепенно оркестр заполняет собой весь звуковой диапазон. Но на этом соперничество группы и оркестра не заканчивается. В дальнейшем развитии оркестровым эпизодам противостоят solo различных инструментов, подобно тому, как это было в традиционных Concerto Grosso. Выделяются три сольных эпизода: соло электрооргана под аккомпанемент оркестра и сольные каденции кларнета и электрогитары без сопровождения, типичные для традиционных классико-романтических концертов. Все solo являются свободными развитыми импровизациями на мотивы главной темы, но различается их стилистическое наполнение – электроорган и электрогитара апеллируют к типично роковому звучанию, тогда как эпизод кларнета насыщен блюзовыми интонациями, типичными для джазовых импровизаций.

По мере динамизации общего звучания в большой коде группа и оркестр постепенно становятся союзниками, объединяясь в грандиозном tutti.

Вторая часть

Вторая медленная часть вносит традиционный для концертных форм эмоциональный и темповый контраст. В музыке этой части сплелись черты позднеромантической профессиональной и народной балладной лирики. Здесь оркестровые эпизоды чередуются с вокальными, в крупном плане, составляя трёхпятичастную форму.

-6

Вторая часть написана в тональности ми минор, ее вокальные разделы в параллельной тональности Соль Мажор. Первый оркестровый эпизод отмечен проведением широкой бесцезурной темы у скрипок в натуральном миноре с типичным для народной музыки скачком на сексту и нисходящим заполнением, а также с опеваниями первой ступени.

К звучанию темы постепенно присоединяются многочисленные контрапункты у других инструментов оркестра, создавая многоголосную музыкальная ткань, сплетаясь в многотерцовые звучности, создавая импрессионистский колорит. Мотивы этой темы в дальнейшем становятся основой всех оркестровых разделов части.

Основная тема вокальных секций очаровательна в своей простоте. Она звучит в миксолидийском ладу (g) в размере 5/8 и близка по духу английской балладе. В своем исполнении вокалист Йэн Гиллан подчеркивает наиболее значимые для него слова, отражающие ощущения рок-музыкантов от пребывания в академической среде:

«What shall I do, if they stand smilling at me,

Look at the floor and be, oh, so cool,

Oh, so cool?»

«Что я должен делать, если они все готовы смеяться надо мной?

Смотреть в пол и быть таким же крутым?»

Позднее вокальная тема развивается и становится материалом для солирующих эпизодов разных инструментов, в частности, английского рожка, фагота, флейты, электрооргана. Таким образом, в этой части также проступают черты Concerto grosso в чередовании эпизодов оркестра, рок-группы и сольных инструментов.

Третья часть

Третья часть, в ещё большей степени чем предыдущие, синтезирует роковое и симфоническое звучание. Здесь бывшие антагонисты рок-группа и оркестр сливаются в единое звуковое пространство в характере perpetuum mobile в быстром темпе в размере 12/8. Это типичный быстрый праздничный финал, музыка которого имеет черты жиги, английского танца – придавая концерту, в том числе, национальный колорит. Форма третьей части близка рондо-сонате, что также типично для концертов классико-романтической традиции.

В Третьей части концерта Джона Лорда, также как и в конце Второй, рок-инструментарий становится средством расширения оркестровой палитры. Колоссальная энергетика части создается благодаря маршевым рок-ритмам и свободно-построенным импровизационным пассажам. Из типичных приемов рока отметим также риффовую технику – но риффы здесь вместо гитар исполняет струнная группа оркестра.

В партитуре третьей части очень важна роль ударных инструментов – наряду с используемыми в предыдущих частях ударной установкой и литаврами, здесь подключаются ксилофон и два больших барабана.

Интересно отметить каденцию ударных инструментов в финале. В практике масштабных выступлений рок-групп длинные сольные ударные соло обычно приходятся на финал программы. Так и здесь, в кульминационной зоне последней части, Йан Пейс в одиночку импровизирует на ударной установке, к концу соло к нему присоединяется оркестровая группа ударных инструментов.

Стремительный бег третьей части завершается колоссальным общим крещендо всего оркестра и рок-группы, таким образом, укрепляя фундаментальную дружбу между двумя одновременно близкими и далекими музыкальными традициями.

*****

В заключение отмечу, что концерт для группы с оркестром Джона Лорда и группы Deep purple сочетает в себе черты традиционной классико-романтической концертной формы и Concerto grosso– черты традиционного концертного жанра организуют крупную форму сочинения – три части концерта построены по принципу тонального и темпового контраста; первая часть имеет черты сонатной формы с двойной экспозицией (оркестра и рок-группы), вторая часть – медленная, лирического характера, третья – быстрый грандиозный финал, решенный как perpetuum mobile. Черты Concerto grosso проступают в сочетании оркестровых tutti и многочисленных эпизодов рок-группы и отдельных солирующих инструментов – кларнета, английского рожка, флейты, ударной установки, электрогитары и электроограна.

В музыкальном языке концерта сочетаются яркие мелодичные темы оркестра, близкие эстетике романтизма, более простые и прямые интонации рок-группы, а также элементы джаза и блюза в сольных импровизационных эпизодах отдельных инструментов.

Кроме синтеза черт музыки академической традиции и популярных жанров отметим также яркий национальный колорит концерта – в его музыке проступают черты традиционной английской баллады, а основные темы финала выполнены в жанре жиги, традиционного английского танца.

[1] Сэр Малкольм Генри Арнольд (Malcolm Henry Arnold) ― британский композитор, трубач, дирижер.

[2] «Лучшее из двух миров» – название намекает на стилистическое положение концерта на грани рок-музыки и музыки академической традиции.