Найти тему
Русская и мировая живопись

Картины о молодой романтической любви французского художника Пьера Огюста Кота.

Пьер Огюст Кот (1837-1883) — французский художник школы академического классицизма.

Фотография Пьера Огюста Кота, 1883
Фотография Пьера Огюста Кота, 1883

Коротко расскажу о художнике. Кот учился в Школе изящных искусств в Тулузе, Франция, затем переехал в Париж. Там он был учеником таких авторитетных деятелей художественного истеблишмента, как Леон Конье, классик и учитель рисования, Александр Кабанель, любимый художник Наполеона III, и Вильям-Адольф Бугро, самый символичный и плодовитый академик второй половины XIX века. С Бугро у него сложилась прочная дружба.

Вильям-Адольф Бугро, Портрет Габриэль Кот, дочери художника Пьера Огюста Кота, 1890
Вильям-Адольф Бугро, Портрет Габриэль Кот, дочери художника Пьера Огюста Кота, 1890

Дебютировал в парижском Салоне в 1863 году и сразу же добился успеха. Женился на дочери своего покровителя, скульптора Франциска Дюре. Кот получил множество наград и медалей, в том числе кавалера Почетного легиона в 1874 году. Его работы состоят из мифологических и аллегорических образов, но наиболее известны его портреты.

Пьер Огюст Кот, Портрет Алисы Гейне, герцогини Ришелье, принцессы Монако, масло, холст, 1874 год
Пьер Огюст Кот, Портрет Алисы Гейне, герцогини Ришелье, принцессы Монако, масло, холст, 1874 год

Самые известные картины "Весна", "Буря", "Дионисия".

ПЬЕР ОГЮСТ КОТ, "Весна", 1873, Метрополитен музей Нью-Йорк, холст, масло, 213,4 х 127 см
ПЬЕР ОГЮСТ КОТ, "Весна", 1873, Метрополитен музей Нью-Йорк, холст, масло, 213,4 х 127 см

Знаменитая картина о молодой романтической любви - "Весна". Кот написал в 1873 году и в том же году выставил ее на Парижском Салоне. Там картина была выставлена с сопроводительными строками: “O primavera! gioventù dell’anno! / O gioventù! primavera della vita!!!” (О весна! молодежь года! / О юность! весна жизни!!!).  Юная дева пристально смотрит в глаза возлюбленному, томно обнимая его за шею. В пышном зеленом лесу эти влюбленные сидят бок о бок на веревочных качелях, свисающих с невидимых ветвей наверху. Над головой порхают бабочки. Девушка, красивая и кокетливая, одета в прозрачное и сияющее белое платье, напоминающее древнегреческий пеплос, обнажающее ее идеальную фигуру. Юноша одет в тунику с красным поясом на талии. Он нежно смотрит в лицо девушки и поднимает ногу, собираясь бросить качели вперед. Их тела наклоняются друг к другу с ощутимым напряжением. "Весна" – это одновременно праздник красоты, молодости и аллегория возрождения природы и великолепия времени года. Изображение нереально по своей красоте. Видно как платье девушки струится от движения качелей.

За 150 лет, прошедших с момента создания картины, восторженно-чувственный образ популяризировался во всем мире посредством гравюр, открыток, чашек и других способов воспроизведения.

Пьер Огюст Кот,  "Буря", 1880
Пьер Огюст Кот, "Буря", 1880

После Салона 1873 года «Весна» сразу же стала общественной сенсацией. Картина «Буря» известна как «духовный кулон Весны». На ней изображена молодая пара — возможно, даже те же влюблённые из «Весны» — бегущая по лесу в полуодетом наряде. Пара, держась за руки, бежит в поисках укрытия от бури, держит над головами платье или верхнюю юбку девушки, чтобы защититься от капель дождя, а может быть града. Историки иногда интерпретировали эти фигуры как Хлою и Дафниса из рассказа древнегреческого писателя Лонга, в котором рассказывается история мальчика и девочки, каждый из которых был брошен своими родителями с рождения, вместе выросших в невинности и полюбивших друг друга еще в подростковом возрасте. Кто-то относил прочтение картины к весне, а время года — к определенному этапу жизни. Третьи интерпретировали девушку как олицетворение самой весны, цветов под ней и бабочек над ней, продолжения ее красоты.

Пьер Огюст Кот, "Дионисия", 1870, х.м.
Пьер Огюст Кот, "Дионисия", 1870, х.м.

Пьер Огюст Кот, Маленькая дочь, (1881)
Пьер Огюст Кот, Маленькая дочь, (1881)

Пьер Огюст Кот, "Минутка для размышления или Офелия", 1870
Пьер Огюст Кот, "Минутка для размышления или Офелия", 1870

Как рассказчик, Пьер Огюст Кот ставил перед собой задачу изобразить в своих произведениях нечто большее, чем просто стандартный портрет. Он хотел дать зрителю представление о том, кем является изображенный человек, каковы его стремления, мотивы и даже что делает его счастливым.

Пьер Огюст Кот, Портрет молодой женщины, 1869
Пьер Огюст Кот, Портрет молодой женщины, 1869

В «Портрете молодой женщины» мы видим кокетливую и манящую женщину. Эта картина оставляет зрителю возможность интерпретировать сцену, которая выглядит или как последствия романа, заставившего замолчать того, кто ее поймал, или женщины, флиртующей с человеком, с которым она спала. Жена, куртизанка, невеста — она могла быть кем угодно. Нам одновременно дано все и ничего в один момент времени.

Пьер Огюст Кот, :Мать с двумя детьми на могиле отца"
Пьер Огюст Кот, :Мать с двумя детьми на могиле отца"

В отличие от «Портрета молодой женщины» в картине "Мать с двумя детьми на могиле отца" нет капризов. Нам даются своего рода подсказки относительно общей истории. Даже не зная названия можно сделать множество выводов о непростой жизни героев и характере портрета.

Пьер Огюст Кот Девушка с корзиной апельсинов и лимонов, 1871
Пьер Огюст Кот Девушка с корзиной апельсинов и лимонов, 1871

Пьер Огюст Кот Цыганка (La Bohémienne), (1871)
Пьер Огюст Кот Цыганка (La Bohémienne), (1871)

Пьер Огюст Кот 
Мирей, раздающая милостыню на выходе из Сен-Трофима (1882), х.м.
Пьер Огюст Кот Мирей, раздающая милостыню на выходе из Сен-Трофима (1882), х.м.

🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне важно знать ваше мнение.