Найти тему

Какие условия содержания были в еврейских гетто в годы войны

27 сентября 1942 года, то есть 81 год назад, фашистами было уничтожено Ивановское гетто, в котором проживало около 3 500 человек. Иваново - это в Брестской области, на территории Беларуси. Нацистские гетто, наряду с концлагерями, в годы Второй мировой войны являлись одними из самых ужасных мест на земле. Условия содержания были во многом схожи, лишь с небольшой разницей. В гетто не существовало крематориев и газовых камер. Но, в тоже самое время гетто, в отличие от концлагеря, мог просто перестать существовать за пару дней. В концлагерях такая массовая ликвидация наблюдалась только при отступлении фашистов с оккупированных территорий. Было и еще одно отличие. Если в концлагерях содержались все подряд, начиная от мирных жителей и заканчивая военнопленными, то в гетто это были в основном лишь проживавшие в ближайших окрестностях евреи. С одной стороны, вроде жили и жили себе на отдельной территории, все же лучше чем концлагерь, с другой стороны, такого "проживания" не пожелаешь и врагу. Каковы были условия содержания в фашистских гетто?

Для понимания того, откуда вообще появилась идея "гетто" и почему фашисты настолько хотели содержать евреев на каких-то отдельных территориях, стоит немного углубиться в историю. Самое первое, официально задокументированное гетто, появилось еще в далеком 1084 году. Именно тогда в рейнском городе Шпейере появилось первое, так сказать официальное, гетто. Вот какие записи местного епископа удалось обнаружить в архивах, касаемо данного гетто.

"В то время, когда я превратил Шпейер из небольшого поселка в город, я считал, что приумножу славу в тысячу раз, просто переселив туда евреев. Я поселил их отдельно от жилищ горожан. Ну а для того, чтобы переселенцы из людей низшего звания не беспокоили горожан, я окружил их стеной".
-2

Уж не знаю почему, но во время массового проведения крестовых походов по территории Европы, немцы почему-то решили, что евреи, поселенные вот в таких гетто, предоставляют опасность, и громили их в первую очередь. Так грабежам и разгрому подверглась эта самая община в Шпейере, после чего все евреи, из тех кто остался в живых, были вынуждены переселиться куда подальше от этих земель. Тем не менее, на этом история гетто не закончилась, а даже наоборот, как говорится, вошла в моду. Общественность никак не хотела совместного проживания евреев и христиан и поэтому такие гетто стали возникать все чаще. В 1215 году Латеранский собор католической церкви даже выносил на решение глобальный вопрос о том, чтобы они на официальном уровне проживали в обязательном порядке отдельно.

-3

Собственно говоря, начав организовывать гетто в годы Второй мировой войны, фашисты не придумали ничего нового, а лишь взяли за основу старые идеи. В первую очередь, район предполагаемого гетто обносился колючей проволокой, в которой оставляли всего двое ворот. На воротах дежурила круглосуточная охрана, как правило из местных коллаборационистов. Дабы не тратить время и средства на перевозку евреев в новое гетто, его организовывали в тех кварталах или районах, где ранее уже проживали евреи, только сильно территориально его сократив. Насколько сильно сокращали, можно рассказать на примере того же Ивановского гетто. Под гетто был выделен район из четырех кварталов. Всего в нем было около 70 одноэтажных домов. А согнали в данное гетто евреев в количестве 3000 человек. Заселяли гетто евреями, в том числе, из близлежащих населенных пунктов. Когда дошло до того, что в одной комнате ютились по 20-30 человек, то немцы разрешили расширить гетто еще на несколько домов. Но, ситуацию это не особо спасло.

По территории гетто всегда курсировали полицаи из числа коллаборационистов. Как правило, это были либо прибалты, либо жители западноукраинских областей. Их основной задачей была конфискация имущества. Они вламывались в дома, проводили обыски, отбирали личные вещи, да и просто одежду, прямо на улицах. В общем, творили что хотели. Конфискованные ими теплые вещи отправлялись либо солдатам вермахта на фронт, либо в госпиталя. Обувь отправлялась в Германию для перепродажи. Драгоценности уезжали в немецкие и американские банки, которые тоже частично помогали фашистам. Для примера, один только Геринг смог скопить в различных европейских банках вот таких драгоценностей на несколько миллионов долларов. Понятное дело, что он не сам это все ходил отбирал, но, являлся одним из конечных пунктов доставки всего ценного.

-4

Как вы наверняка уже все наслышаны, евреев, проживающих в гетто, обязывали нашивать на одежду желтую звезду Давида. Еврея, который ее не нашивал, ожидало суровое наказание. Соответственно, если у тебя нашита такая звезда, то ты уже не имеешь права покидать гетто. Хотя, нашита - это громко сказано, потому как зачастую немцы лишали проживающих в гетто последней одежды. Как затем стало известно из всевозможных мемуаров, такие меры, как и бритье жителей гетто налысо, являлось не какой-то профилактической мерой, а просто моральным воздействием. Но, если из гетто нельзя было выходить, все равно ведь нужно было как-то питаться. Как решался этот вопрос?

-5

Перове время существовали какие-то свои собственные запасы, которые вскоре стали отбирать фашисты и их пособники. Затем уже еду привозили точно также, как и в концлагере - одну на всех и совсем мало. Но, стоит еще учитывать то, что большую часть населявших гетто, не важно, женщины там или мужчины, использовали на всевозможных каторжных работах. Там им полагалась миска похлебки, в лучшем случае. Магазинов никаких на территории гетто, само собой, не существовало. Так что, как видите, пропитание ничем не отличалось от того, что было в концлагерях.

С каторжных работ, как вы понимаете, периодически не возвращались, потому как за любую провинность полагалось наказание, порой самое суровое. Бывало и такое, что людей забирали на работы, а затем оттуда просто увозили в концлагерь. Так было в июне 1942 года, когда из Ивановского гетто, после проведения работ, было собрано 46 вагонов местных жителей и отправлено в концлагерь.

-6

Как можно узнать в мемуарах фашистов и всевозможных архивах, Ивановское гетто изначально предполагалось ликвидировать. В сентябре 1942 года, сразу после Рош а-Шана (еврейский Новый год) сюда пригнали батальон украинских и польских коллаборационистов, которые довольно оперативно стали собирать местных жителей и вывозить на окраину города. Как оказалось позже, там уже предварительно было вырыто несколько больших ям. Из тех, кого не успели вывезти в концлагеря накануне, в гетто еще проживало около 2000 евреев. В большинстве своем это были женщины и дети. Спустя всего три дня после прибытия батальонов коллаборационистов, данное гетто перестало существовать навсегда.

Читайте также:

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.