Найти тему
skazohniza-m4rk

История о любви и своем предназначении: О спектакле "Мольер" на сцене Учебного театра

Оглавление

Занавес уже давно опустился. Представление закончилось, а я все никак не могла опомниться от переполнявших меня эмоций и чувств. И даже, когда мы уже покидали театр, в моих ушах еще долго звучал зловещий окрик маркиза:"Помолись!" И тогда я невольно оглядывалась, со страхом и надеждой ожидая встретить эту невольную жертву Кабалы святош. Но зловещий персонаж как сквозь землю провалился, и тогда со спокойной совестью я наконец -то смогла продолжить бурное обсуждение спектакля "Мольер" с мамой и дальше.

Не знаю, почему, но именно в этом году нам очень повезло. На сценах двух наших театров было показано два спектакля по произведениям М. Булгакова. И это было большой удачей для нас, ибо спектакли по произведениям этого известного писателя 20 века мы давно не посещали. За исключением известной постановки Р. Виктюка, новаторство которого до сих пор наводит на меня дрожь и недоумение. Нет, я, конечно, не против экспериментов. Но слишком уж у него это смело и экспрессивно. И лишь отдаленно напоминает самого Булгакова.

Мы долго не раздумывали, когда нам пришлось делать выбор между "Белой гвардией" и "Мольером". Последний спектакль играли студенты 4 курса в Учебном театре, и в их мастерстве просто не приходилось сомневаться. До того они играют виртуозно и талантливо, что вы просто полюбите классику после их великолепной игры, даже если к ней и вовсе не питаете большого почтения и уважения. Просто потому, что у вас нет шансов. И точка.

"Кабала святош"

Пьеса "Кабала святош", которая имеет также второе название "Мольер", была написана Булгаковым в 1929 г. для Московского Художественного театра. Однако вскоре она была запрещена. И лишь только в 1932 г. после разговора со Сталиным и благодаря вмешательству Горького началась репетиция спектакля, которому Булгаков придавал такое важное значение. Но уже в 1936 г. спектакль был окончательно запрещен. Как видно, многие чиновники усмотрели здесь большую связь между судьбой Мольера и Булгакова.

Режиссер Л. Чигин, поставивший этот известный спектакль, по-моему, блестяще справился со своей задачей, целью которого было показать "историю о сохранении живой души", не способной сломиться ни под гнетом власти или святош, ни в силу каких-либо других причин. Что, в свою очередь, делает его актуальным и в наше время.

Словом, это спектакль о любви и ревности, зависти и злобе, а также о таланте и верности своему предназначению.

Живые и яркие образы

Все герои пьесы получились довольно живыми и яркими. И в этом -несомненная заслуга актеров, так великолепно вжившихся в свою роль.

Архиепископ и король Людовик XIV
Архиепископ и король Людовик XIV

Вот вспыльчивый и талантливый Мольер, который в угодливом поклоне склоняется перед французским королем Людовиком 14. Он вызывает лишь сочувствие и восхищение. Ведь ради воплощения всех своих великолепных планов он готов на все. Даже на раболепное служение. Но бойтесь тронуть творца за живое, и он мигом покажет все, что он думает о власти.

Актер, играющий короля, просто великолепен. Он так и наслаждается своей славой и угодливым поклонением своих подданных. Немного, мне показалось, женоподобный, но до чего великолепно все-таки передал суть самого короля!

А архиепископ,подставивший Мольеру ловушку, просто хитрый змей, готовый ужалить в любой момент. (Таких людей немало можно встретить и сейчас, как думаете?)

Женские образы - тоже не менее яркие и воплощают верность, любовь и кокетство.

Но всех больше мне понравился маркиз по кличке "Одноглазый, помолись!". На него невозможно просто смотреть без трепета и восхищения. К любому персонажу он подходил с грозным и угрожающим криком:"Помолись!". А лицо при этом делал такое устрашающее, что то и дело вздрагиваешь от испуга и предвкушения, что вдруг он появится рядом и крикнет свое:"Помолись!"

Эпизод из жизни

Помимо противостояния Мольера с властью в последний год его жизни в основе пьесы также лежит и история о любви великого драматурга. И до того трогательная и пронзительная, что до сих пор сомневаешься : где тут правда, а где ложь?

Дело в том, что Мольер в последний год жизни женился на актрисе Арманде, младшей сестры своей бывшей возлюбленной Мадлены. Однако перед смертью та открывает на исповеди страшную тайну архиепископу. Оказывается, Арманда - не сестра ей, а дочь. Но вот кто отец её, и вовсе не знает. Ибо в то время она встречалась не только с Мольером, но и с другим мужчиной!

И это - 17 век! А Арманда к тому же оказалась еще и беременна от Мольера. Вот так-то!

Но не могу не поаплодировать в то же время и мастерству Булгакова, так ловко провернувшего этот таинственный эпизод из жизни драматурга в своей пьесе. И в то же время заставив нас немало призадуматься над тем, а что же все-таки послужило причиной смерти Мольера: это ужасное испытание или все же таинственная и зловещая Судьба, решившая прервать мучения и терзания творца в этом сумасшедшем и нелепом мире?

Так совпало, что у одной актрисы был в этот день день рождения, и после окончания спектакля мы все вместе с радостью смогли поздравить её.
Так совпало, что у одной актрисы был в этот день день рождения, и после окончания спектакля мы все вместе с радостью смогли поздравить её.

А вы читали пьесу Булгакова или смотрели спектакль? Делитесь в комментариях.