3,8K подписчиков

Первая Эпоха началась НЕ с первого восхода Солнца

220 прочитали

Ни для кого не секрет, что во «Властелине Колец» Толкин не оставил никаких точных указаний о начале Первой Эпохи. Что же касается опубликованного «Сильмариллиона», то в плане хронологии можно выделить лишь два ключевых отрывка. Так, в главе «О начале дней» сказано, что с первым расцветом Двух Древ начался Отcчёт Времени в Арде (то есть до этого Валар попросту не вели летоисчисления), а в главе «О людях» сказано, что с первым восходом Солнца начали свой отcчёт Годы Солнца, пришедшие на смену несоизмеримо более долгим Годам Древ.

Пробуждение эльфов под сенью звёзд Варды в 1050 году Древ Первой Эпохи, автор - Lída Holubová.
Пробуждение эльфов под сенью звёзд Варды в 1050 году Древ Первой Эпохи, автор - Lída Holubová.

Возможно, некоторые ошибочно посчитали термины «Первая Эпоха» и «Годы Солнца» синонимичными, но это противоречит самому «Сильмариллиону», ибо в указателе имён и названий к нему Первая Эпоха предельно чётко означена синонимом Древних Дней, в переводе Чертковой (Эстель) — «Предначальной Эпохи». В свою очередь, предположение, что Древние Дни тоже начались с первого восхода Солнца, противоречит уже тексту «Властелина Колец», поскольку в Приложении B не менее чётко сказано, что к Древним Дням относились события, предшествовавшие окончательному низвержению Моргота, в том числе и события до первого восхода Солнца. В подтверждение этому Приложение F гласит, что Моргот впервые вывел орков в Древние Дни, а это случилось ещё до того, как его оплот в Утумно пал под натиском Валар в Битве Властей.

Исходя из этого, можно было бы прийти к выводу, что в таком случае началом Первой Эпохи был первый расцвет Двух Древ, и остановиться здесь. Хотя если уж копать, то до конца, не так ли? Посему обратимся к рукописям Профессора из «Истории Средиземья».

Что касается фанона про «Первую Эпоху Солнца» (“First Age of the Sun”), «Эпоху Древ» (“Age of the Trees”) и «Эпоху Светильников» ("Age of the Lamps"), то этими терминами мы обязаны отнюдь не Профессору, а канадцу Дэвиду Дэю, чья обильная писанина по легендариуму всегда служила объектом критики со стороны академических толкинистов. Его ошибочные представления сначала проникли в умы пёстрого западного фэндома, а затем, попав на благодатную почву постсоветского пространства, присовокупились к кривым переводам опубликованного «Сильмариллиона».
Что касается фанона про «Первую Эпоху Солнца» (“First Age of the Sun”), «Эпоху Древ» (“Age of the Trees”) и «Эпоху Светильников» ("Age of the Lamps"), то этими терминами мы обязаны отнюдь не Профессору, а канадцу Дэвиду Дэю, чья обильная писанина по легендариуму всегда служила объектом критики со стороны академических толкинистов. Его ошибочные представления сначала проникли в умы пёстрого западного фэндома, а затем, попав на благодатную почву постсоветского пространства, присовокупились к кривым переводам опубликованного «Сильмариллиона».

Итак, в «Анналах Амана» о начале Первой Эпохи сказано следующее: «То были Дни Блаженства. В то время, в году одна тысяча пятидесятом по счёту Валар, эльфы пробудились у Куивиэнен, и началась Первая Эпоха Детей Илуватара».

Рукопись A «Повести лет» под 600 годом Солнца (позже изменённом на 590 год) подытоживается следующей фразой: «Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара».

Однако, уже в рукописи B «Повести лет» словосочетание «Первая Эпоха Детей Илуватара» было заменено на словосочетание «Древние Дни», и итоговая фраза приняла следующую форму: «Здесь, с уходом Мелькора, заканчиваются Древние Дни в соответствии с летосчислением Мудрых; здесь же заканчивается и Первая Эпоха».

Судя по этой замене, пассаж из «Анналов Амана» должен звучать следующим образом: «В то время, в году одна тысяча пятидесятом по счёту Валар, эльфы пробудились у Куивиэнен, и начались Древние Дни».

К счастью, есть не только Дэй, и одному ему можно противопоставить сразу трёх авторов официальных путеводителей по легендариуму. 
Первым будет назван Роберт Фостер, автор «Полного путеводителя по Средиземью», который в своей книге отмечал, что Первая Эпоха могла начаться как с самого сотворения Арды, так и пробуждения эльфов, в любом случае относя события до восхода Солнца к Первой Эпохе. Путеводитель Фостера особо примечателен тем обстоятельством, что Кристофер Толкин держал его при себе, когда трудился над составлением «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья».
К счастью, есть не только Дэй, и одному ему можно противопоставить сразу трёх авторов официальных путеводителей по легендариуму. Первым будет назван Роберт Фостер, автор «Полного путеводителя по Средиземью», который в своей книге отмечал, что Первая Эпоха могла начаться как с самого сотворения Арды, так и пробуждения эльфов, в любом случае относя события до восхода Солнца к Первой Эпохе. Путеводитель Фостера особо примечателен тем обстоятельством, что Кристофер Толкин держал его при себе, когда трудился над составлением «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья».

Поскольку, как уже выяснено, согласно указателю имён и названий к «Сильмариллиону», составленному Кристофером, термины «Древние Дни» и «Первая Эпоха» являются синонимами, получается, что и начало, и конец Древних Дней соответствуют началу и концу Первой Эпохи. Таким образом, мы приходим к очевидному выводу, что Первая Эпоха никак не могла начаться с первого восхода Солнца.

По-прежнему не верится? Что ж, тогда нужно обратить внимание на следующий пассаж из предисловия всё того же Кристофера к «Войне Самоцветов», одиннадцатому тому «Истории Средиземья»: «Заглавие этой второй части, “Война Самоцветов”, является выражением, которое мой отец часто использовал по отношению к последним шести веками Первой Эпохи — истории Белерианда после возвращения Моргота в Средиземье и прихода нолдор вплоть до конца Эпохи». Ещё раз: последним шести векам.

Есть ещё два автора, которые, подобно Фостеру, не отождествляли первый восход Солнца с началом Первой Эпохи. Следом за ним идёт Тони Тайлер, автор «Полного спутника Толкина», который описывал Первую Эпоху начавшейся с самого сотворения Арды.
Есть ещё два автора, которые, подобно Фостеру, не отождествляли первый восход Солнца с началом Первой Эпохи. Следом за ним идёт Тони Тайлер, автор «Полного спутника Толкина», который описывал Первую Эпоху начавшейся с самого сотворения Арды.

Очевидно, слова Кристофера более чем исчерпывающи по данному вопросу. Из них следует, что представление, будто вся Первая Эпоха целиком вмещала в себя лишь 590 солнечных лет, является досадным заблуждением. На самом деле эти годы были «охвостьем» более продолжительной Эпохи, что соответствует и черновику Приложения B, где Первая Эпоха была названа самой долгой эпохой, и письму 211, где Толкин упоминал, что каждая последующая эпоха было короче предыдущей, т. е. от наиболее продолжительной к самой короткой.

Таким образом, в общей сложности Первая Эпоха длилась 450 лет Древ (а именно столько валианских лет прошло между пробуждением эльфов в 1050 году Древ П. Э. и первым восходом солнца на рубеже 1500 года Древ и 1 года Солнца П. Э.) плюс ровно 590 лет Солнца вплоть до конца Эпохи.

При этом в текстах Профессора действительно существует разночтение о временных рамках Первой Эпохи. Однако касается оно отнюдь не начала Эпохи, а её конца: так, согласно всё той же рукописи «Повести лет», эльфийские летописцы Валинора (включая, видимо, Румиля) считали, что Первая Эпоха закончилась… с первым восходом Солнца. Однако летописцы нолдорских изгнанников включали в Первую Эпоху и последующие шесть веков войны против Моргота, закончившейся его окончательным поражением благодаря вмешательству Валар.

Наконец, следует упомянуть и Пола Кохера, автора «Руководства читателя “Сильмариллиона”», который также отчитывал историю Первой Эпохи с самого сотворения Арды. Неизменно одно: и тот, и другой, и третий вслед за самим Толкином бесспорно относили события после пробуждения эльфов к Первой Эпохе. 
В конечном счёте, представлениям Дэя противостоят представления ещё трёх авторов-исследователей легендариума, подкреплённые недвусмысленными словами Кристофера о «последних шести веках Первой Эпохи».
Наконец, следует упомянуть и Пола Кохера, автора «Руководства читателя “Сильмариллиона”», который также отчитывал историю Первой Эпохи с самого сотворения Арды. Неизменно одно: и тот, и другой, и третий вслед за самим Толкином бесспорно относили события после пробуждения эльфов к Первой Эпохе. В конечном счёте, представлениям Дэя противостоят представления ещё трёх авторов-исследователей легендариума, подкреплённые недвусмысленными словами Кристофера о «последних шести веках Первой Эпохи».

Дальше сложнее: чтобы перевести Годы Древ в Годы Солнца, нужно принимать во внимание тот факт, что Толкин неоднократно менял продолжительность валианского летоисчисления. Исходя из приведённых в «Анналах Амана» расчётов, один Год Древ равнялся 9,582 солнечным годам, поэтому продолжительность Первой Эпохи составляла 4902 солнечных года (450 * 9,582 = 4312 + 590). Однако ближе к концу своей жизни Профессор увеличил продолжительность одного валианского года до 144 солнечных лет, что составляли один yén, поэтому если произвести пересчёт по этому показателю, то продолжительность Первой Эпохи составит 65390 солнечных лет (450 * 144 = 64800 + 590); согласитесь, цифра совершенно «астрономическая».

Как бы там ни было, в обоих расчётах Толкин неизменно определял отправной точкой Первой Эпохи пробуждение эльфов (1050 год Древ в «Анналах Амана»).

Автор статьи - Ar-Zigûr. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Ни для кого не секрет, что во «Властелине Колец» Толкин не оставил никаких точных указаний о начале Первой Эпохи.-6

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!