Найти в Дзене
Ридус

Еще не больна, но уже на грани: что пошло не так в экономике Германии

Оглавление

Экономика Германии еще не больна, но уже на грани, заявил на днях генеральный директор Deutsche Bank Кристиан Сьюинг. «Существуют структурные слабости, которые сдерживают нашу экономику и мешают ей развивать свой огромный потенциал. Мы заболеем, если не решим эти проблемы», — уточнил он в своем программном выступлении на Банковском саммите Handelsblatt 2023.

В числе препятствий Сьювинг назвал высокие и непредсказуемые затраты на электроэнергию, медленный интернет и отставание в цифровизации, устаревшие железнодорожные сети, нехватку квалифицированной рабочей силы и чрезмерную бюрократию.

Многие из этих факторов — общая боль глобальной экономики, но Германия пострадала больше других, сказал CNBC Питер Оппенгеймер из Goldman Sachs. Она впала в техническую рецессию в первом квартале 2023 года, сократившись на 0,3%. И многие прогнозируют дальнейшее падение немецкой экономики, в том числе центробанк Германии, ЕС и Международный валютный фонд.

Локомотив заглох

Германия — единственная из крупнейших экономик, где ожидается рецессия по итогам этого года. А ведь еще совсем недавно она была предметом завести, добиваясь одного экономического успеха за другим и доминируя на мировых рынках высококачественной продукции, такой, как роскошные автомобили и промышленное оборудование. Рабочих мест было много, а казна правительства росла, пока другие страны Европы тонули в долгах.

Теперь Германия может столкнуться с «деиндустриализацией», поскольку предприятия все чаще ищут лучших условий в других государствах. Потеря дешевого российского природного газа «нанесла болезненный ущерб бизнес-модели немецкой экономики», рассказал Associated Press генеральный директор крупной немецкой химической компании Evonik Industries AG Кристиан Куллманн.

После того, как поток газа из России резко пересох, немецкое правительство попросило Evonik продлить на несколько месяцев работу ее угольной электростанции 1960-х годов, которую планировали закрыть. Компания переходит к двум газовым генераторам, которые впоследствии смогут работать на водороде.

Даже сейчас, когда цены на газ заметно снизились с пиков прошлого года, они примерно вдвое превышают тарифы 2021 года.

Второй удар «нанес» Китай, ключевой торговый партнер Германии. Китайская экономика сама начала довольно резко тормозить после нескольких десятилетий бурного роста, и больше не может служить надежной опорой для других.

Обратная сторона успеха

© unsplash.com
© unsplash.com

Внешние потрясения обнажили трещины в фундаменте Германии, которые игнорировались в течение многих лет успеха, включая уже упомянутое отставание в использовании цифровых технологий в правительстве и бизнесе, а также длительный процесс одобрения крайне необходимых проектов в области возобновляемых источников энергии.

Масштабные субсидии на экологически чистую энергию в США могут оставить Германию далеко позади. Тот же Evonik решил построить в Лафайете, штат Индиана, завод по производству липидов — ключевых ингредиентов вакцин против COVID-19 — стоимостью 220 миллионов долларов. Этому способствовали быстрое одобрение проекта и субсидии США в размере до 150 миллионов долларов, тогда как немецкие чиновники не проявили особого интереса, пояснил Куллманн.

«Мне бы хотелось увидеть немного больше такого прагматизма в Брюсселе и Берлине. Мы наблюдаем во всем мире конкуренцию национальных правительств за наиболее привлекательные технологии будущего, то есть самые прибыльные, ускоряющие рост»,— добавил он.

Недавнее строительство четырех терминалов для СПГ всего за несколько месяцев показывает, на что способна Германия, когда это необходимо. Но страна слишком расслабилась во время «золотого десятилетия» экономического роста в 2010–2020 годах, основанного на реформах канцлера Герхарда Шредера в 2003–2005 годах, которые снизили затраты на рабочую силу и повысили конкурентоспособность, говорит главный экономист банка Berenberg Хольгер Шмидинг.

По его словам, Германия расплачивается за свою ошибочную энергетическую политику — полный отказ от ядерной энергетики, запрет гидроразрыва для добычи природного газа и ставку на обильные поставки природного газа из России.

Пока ситуация не критическая. Низкий уровень безработицы и сильные государственные финансы дают Германии пространство для действий. Но это также способствует медлительности в принятии важных решений, поскольку нет острой нужды что-то менять «здесь и сейчас».